В условиях кризиса — адаптироваться и двигаться вперед

Руководитель Комитета по транспорту Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ, генеральный директор V.I.G.Trans Игорь Ребельский рассказал о перспективах импортозамещения в России и путях адаптации логистических компаний к условиям кризисной нестабильности. По словам Ребельского, кризис смогут пережить те компании, которые не только успешно адапировались, но и нашли в сложившейся ситуации новые возможности для роста.

Игорь, насколько ощутимым, по вашему мнению, будет изменение объемов импорта, в том числе по отдельным номенклатурам? Насколько реальны перспективы импортозамещения или все-таки более вероятен сценарий изменения стран-экспортеров?

— Во-первых, нужно разделить группу импортных товаров на 2 блока: те, кто попали под санкции, и те, кто нет. Поставщики, работающие со второй группой товаров, из-за ослабления рубля корректируют свои контракты и цены. Ориентируясь на наш опыт, приведем такой пример: недавно к нам обратился клиент, который возит ткани из Европы и Китая, далее производит готовую продукцию и продает. В связи с изменением себестоимости продукции, этот клиент задумывается над импортозамещением, то есть над возможностью что-то производить в России.

На данное положение дел оказывает влияние несколько факторов. Нестабильность экономической ситуации, когда никто не понимает, что будет завтра. Динамика изменения курсов валют, которая существенно варьируется ежедневно. В связи с этим нет четкого понимания того, что будет в ближайшее время с рублем. Происходит пересмотр контрактов, в результате — отказ от многих поставщиков и поиск производителей на других рынках: страны ЮВА, Латинской Америки, в том числе Россия.

Все понимают, что заменить импортную продукцию в одночасье невозможно. Возьмем яркий пример — введение санкций на продовольственные товары, которые привели к инфляции, удорожанию данной продукции на рынке РФ. Вместе с тем существуют недобросовестные игроки, поставляющие эту продукцию из других государств: они пользуются данной ситуацией и действуют не во благо народа, а исходя из принципа «не заработали сегодня — не заработаем завтра», так как государственные органы могут воздействовать на установление цен в дальнейшем.

Понятное дело, что сейчас все-таки большинство компаний нацелены на переориентацию, например, в страны Азии или Латинской Америки. Однако в целом тенденция в стране благоприятная, потому что ранее клиенты исключали возможность производства продукции на территории РФ, а сейчас многие начинают об этом задумываться. И речь идет не о закрытии бизнеса, а о перенаправлении деятельности в сторону открытия производств в России. Приятно слышать, что люди стараются приспособиться. При этом надо понимать, что полностью заменить импорт даже за несколько лет невозможно.

Важно отметить, что часть компаний-импортеров будут вынуждены уйти с рынка, так как они не были нацелены на диверсификацию бизнеса. Это реалии современного рынка, и мы часто сталкиваемся с такими историями.

Но есть много других компаний, которые так или иначе распределяли свой бизнес регионально и не были зависимы от определенных поставщиков, поэтому множество импортеров будут работать со странами, которые не накладывали санкции на Россию. Кроме того, многие компании начнут задумываться о создании бизнеса в РФ и о том, как не ориентироваться на импорт.

Изменится ли структура рынка (прежде всего речь идет о транспортных, экспедиторских и логистических компаниях)? Кто окажется в наиболее уязвимом положении? Следует ли ожидать каких-то масштабных слияний/поглощений?

— Кризис — это перераспределение денежных потоков и ресурсов. С одной стороны, это негативно, с другой стороны, для рынка в целом — положительно. Надо понимать, что логистических компаний — множество, но рынок забит, а многие логистические компании созданы под одного клиента или под одну тематику. В кризисных ситуациях многим компаниям приходится уходить с рынка, тем самым его оздоравливая, а те компании, которые могут адаптироваться к происходящему и предложить широкий спектр услуг, выживают и развиваются. Если извлекать пользу из этих колебаний и стараться двигаться вперед, то даже в непростых кризисных условиях можно достичь намеченных целей.

Какие меры должны предпринимать логистические компании, чтобы правильно выйти из этой ситуации?

— Стандартное поведение бизнеса в кризисной ситуации — оптимизация расходов. В нашей компании тоже есть некоторые сокращения объемов, но мы стараемся ориентироваться на долгосрочную перспективу. Мы пытаемся продвигать наши услуги (не должны экономить на рекламе) и за счет этого сможем занять высокие позиции на рынке услуг.

— Каковы, по вашему мнению, наиболее перспективные направления снижения издержек и оптимизации доставки в целом? Сейчас очень популярны тезисы о сокращении количества посредников, увольнении лишних сотрудников, отказе от малоэффективных активов и т.д. Насколько эффективны эти меры? Есть ли какие-то дополнительные инструменты?

— Говоря об оптимизации в сфере логистики, отмечу, что только после кризиса 2008 года многие начали уделять серьезное внимание данной сфере. Именно тогда, в 2009-2011 годы, многие компании сменили партнеров — экспедиторские компании — и оптимизировали расходы на логистику. Понятно, что и сегодня многие транспортно-логистические компании не способны конкурировать, и вынуждены уходить.

В целом, логистика — это бизнес посредников. Приведем пример: общаясь с клиентом, мы узнали, что до того как мы познакомились и начали с ним сотрудничать, у него было от 3 до 5 посредников по перевозке. Соответственно, количество накрученной комиссии приводило к тому, что себестоимость товара значительно увеличивалась, что в сочетании с низким качеством коммуникации приводило к дополнительным издержкам.

Какие еще сферы бизнеса можно оптимизировать в условиях кризиса? Считаю, что многим необходимо пересматривать непрофильные активы, в которые компания инвестирует. В условиях такой непростой экономической ситуации стоит четко все взвесить, подсчитать и при необходимости на время отказаться от инвестиций в новые проекты.

   в 11:54