Театральным кассам необходимы преференции

Председатель МГО «ОПОРА РОССИИ» Александр Жарков и руководитель Комитета по культуре московской ОПОРЫ Ирина Вольская приняли участие в слушаниях, посвященных проблемам и перспективам системы театрально-концертных касс Москвы, которые состоялись 30 января в Общественной палате Российской Федерации.

Армен Джигарханян

За круглым столом также собрались специальный представитель президента по международному культурномусотрудничеству Михаил Швыдкой, руководитель Департамента торговли и услуг г. Москвы Михаил Орлов, представители Департамента культуры, Управления Федеральной антимонопольной службы г. Москвы и столичного метрополитена, а также известные деятели культуры и искусства Армен Джигарханян, Егор Дружинин, директора и художественные руководители московских театров.

Открывая заседание, заместитель секретаря Общественной Палаты РФ Михаил Островский отметил, что поводом встречи послужили многочисленные обращения от жителей г. Москвы и гостей столицы, поступившие в адрес московской ОПОРЫ и Общественной палаты РФ с октября по декабрь 2011 года, в которых граждане высказали обеспокоенность в связи с уменьшением количества театральных касс в городе.

Копия IMG_0394

Напомним, что в прошлом году театрально-концертные кассы, как и остальные объекты мелкорозничной торговли и услуг, обязали участвовать в аукционах на заключение договора на право размещения нестационарного торгового объекта.

Общественность была обеспокоена этим решением; поклонники театра выразили сомнения в правильности такой политики городских властей. Обосновывалось это в первую очередь тем, что участие касс в аукционах на размещение на равных условиях с предприятиями питания и ларьками, в которых продаются сигареты, например, несправедливо, так как прибыль первых не сравнима с доходами вторых.

Для простых граждан обязательное участие театрально-концертных касс в аукционах грозило закрытием этих торговых точек и недоступностью приобретения билетов, а значит, их ограничивали в праве посетить театр.

Театры в свою очередь лишались зрителей и прибыли.

Выступивший на заседании специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой заявил, что количество театральных касс сокращаться не должно.

«Тема, которую мы обсуждаем, носит не сугубо коммерческий характер – речь идет о том, как пройдет встреча горожанина с искусством», – отметил он.

По его убеждению, культурная сфера Москвы на сегодняшний день не развита в достаточной мере: количество услуг, оказываемых на душу населения, оставляет столицу за пределами десятки стран, имеющих лучшие показатели в этом отношении.

В свою очередь руководитель Департамента торговли и услуг г. Москвы Михаил Орлов заверил собравшихся, что пока нет поводов бить тревогу:

– Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение сохранить торговые точки, реализующие печатную продукцию, а также билеты в театры и на концерты.

По словам чиновника, столичными властями была разработана специальная схема размещения театрально-концертных касс, регламентирующая расположение всех объектов в каждом округе.

«Формирование схемы происходило при участии жителей Москвы», – уточнил он.

Михаил Орлов также пообещал, что в рамках общего количества объектов число билетных касс будет увеличено.IMG_0443

Он добавил, что условия размещения театрально-концертных касс должны отвечать специфике услуги, которую оказывает данный сектор бизнеса.

Другой участник слушаний Кирилл Крок, директор театра им. Е. Вахтангова, заявил о том, что условия торговли и получения мест под размещение нестационарного объекта для предпринимателей, реализующих театральные билеты и шаурму, пиво и сигареты, ни в коем случае не могут быть одинаковыми.

Он также отметил, что реализация билетов через Интернет является альтернативой розничной продаже билетов в кассах, однако не заменит возможность купить билет в театральной кассе города и попутно справиться об истории и особенностях постановки, узнать, какие артисты заняты в спектакле.

«Театральные кассы, кроме того, являются одной из немногих и очень эффективных рекламных площадок театров, новых постановок», – отметил он.

«Билборды и растяжки не по карману московским театрам, а в кассах представлены афиши мероприятий, кассиры информируют покупателей о культурной жизни города, рассказывая о новых спектаклях, хороших концертах и предлагая приобрести полиграфическую рекламную и в то же время образовательно-просветительскую продукцию», – рассказал К. Крок.

Он привел статистические данные по Академическому театру им. Е. Вахтангова, в соответствии с которыми 6–6,5 тысяч билетов в месяц реализуются через систему театральных касс, а через Интернет – всего 700–800.

Директор театра «Московская оперетта» Владимир Тартаковский выразил категорическое несогласие с участие театральных касс в аукционах.

Это абсурд – заставлять кассы участвовать в аукционах, как пивные палатки», – сказал он.

Заместитель руководителя Департамента культуры г. Москвы Евгения Шерменева отметила, что в сфере реализации билетов, к сожалению, не сложилась нормальная конкурентная среда и что ее формирование является первоочередной задачей для представителей бизнеса и власти.

Михаил Швыдкой

В заключение, участники слушаний сошлись во мнении, что представителям того сегмента рынка, который занят в сфере реализации билетов на культурные мероприятия города, необходимы определенные преференции, так как спектр оказываемых ими услуг напрямую связан с духовным развитием общества.

По словам заместителя секретаря Общественной Палаты РФ Михаила Островского, такая группа в ближайшее время будет создана. Она займется проработкой двух основных вопросов. Во-первых, будет подготовлен пакет предложений по изменению федерального законодательства в части введения электронного билета. Во-вторых, представители рабочей группы возьмут на себя разработку проекта предложений по созданию конкурентной среды на рынке реализации билетов на концерты и спектакли.Участники круглого стола пришли к выводу о необходимости создания рабочей группы, которая сформулировала бы пакет предложений по урегулированию данной ситуации и решению проблем в сфере реализации билетов через систему театрально-зрелищных касс.