Средний бизнес станет полностью прозрачным для ФНС

Налоговая служба готовится получить удаленный доступ в онлайн-режиме к бухгалтерской и налоговой отчетности более чем 200 российских компаний, пишут «Ведомости». Такую возможность откроют поправки в Налоговый кодекс, которые подготовил Минфин. Сейчас налоговый мониторинг, когда предприятие дает налоговикам удаленный доступ к своей бухгалтерской и налоговой отчетности в онлайн-режиме, используется только для контроля крупнейших компаний – соответствующее положение появилось в Налоговом кодексе еще в 2015 г.

Дмитрий Несветов, член Совета МГО «ОПОРЫ РОССИИ», прокомментировал изменения для бизнеса.

«Инициатива отражает, как минимум, две тенденции. Во-первых, шагающая вперед цифровизация. Это общемировой тренд, и Россия в данном случае не отстает, а во многих, в том числе, в контрольных функциях даже опережает»,  отметил эксперт. 

По его словам, все будет цифровизироваться, в том числе и отношения с контрольными и регулирующими органами. 

«Второй тренд  активное желание государства все-таки контролировать все то, что происходит в бизнесе»,  пояснил Д. Несветов.

По мнению эксперта, когда идет речь о контроле крупного бизнеса, в данном случае в значительной мере такой открытый и сплошной контроль не влияет на проблемы, связанные с необходимой коммерческой закрытостью.

Как сообщают «Ведомости», новые поправки Минфина предполагают существенное снижение критериев подключения компаний к налоговому мониторингу и, соответственно, расширение их круга.

«Бизнес все-таки сфера, которая далеко не всё готова открывать публично, это заложено в природу бизнес-отношений и бизнес-процессов. Поэтому, если компания средняя, не публичная, а закрытая, то онлайн доступ – источник к недобросовестной конкуренции, к утечкам информации и к подрыву той основы на которой вся коммерция и держится», – отметил он.

Как отметил Д. Несветов, есть латентные стратегии, некие закрытые от публичного пространства практики, которые бизнес вправе реализовывать так, как он считает нужным.

«Если все эти вещи будут открыты, например, ценовая политика, ситема скидок и т.д. – это чрезвычайно опасно для этой составляющей. Потому что никто не гарантирует, что информация из онлайн-доступа, онлайн контроля не попадет в третьи руки и не будет основой для недобросовестной конкуренции. Поэтому здесь считаю нужно действовать очень осторожно», – заключил Дмитрий Несветов.