Самозанятых хотят видеть чаще: к их услугам прибегает половина представителей малого и среднего бизнеса
Услугами самозанятых пользуется половина малого и среднего
бизнеса, показал опрос «ОПОРЫ РОССИИ». 17% взаимодействовавших с самозанятыми
предпринимателей при этом столкнулись с проверками контролирующих органов, в
основном – налоговой службы, что в части случаев закончилось доначислением
налогов и переквалификацией отношений с исполнителями работ и услуг. Тем не
менее значительная часть опрошенных хотела бы привлекать самозанятых к труду
чаще и выступает за расширение разрешенных для них видов деятельности.
Половина опрошенных представителей малого и среднего бизнеса
пользуются услугами самозанятых и хотели бы делать это чаще. Такой вывод можно
сделать из результатов проведенного «ОПОРОЙ РОССИИ» опроса «Взаимодействие
бизнеса с самозанятыми гражданами». В нем приняли участие 794 респондента – юридические
лица и индивидуальные предприниматели из разных сфер деятельности.
В сфере информационных технологий, туризма (гостиницы) и ЖКХ
к услугам самозанятых регулярно обращается каждый третий предприниматель. В
сфере консалтинга, транспортных перевозок, общественного питания – каждый
четвертый.
В более чем половине случаев самозанятых привлекают к
временным проектам, к разовой работе или передают им на аутсорсинг отдельные
задачи.
Реже их берут на удаленную (об этом сообщили 33,4%
опрошенных) или сезонную (17%) работу.
Основные причины отказа от работы с такими исполнителями у
второй половины опрошенных – отсутствие необходимости в этом (80%), страх перед
проверками госорганов (9,5%), законодательные ограничения (2,3%) и отсутствие
нужной квалификации у самозанятых (1,8%). Остальные респонденты либо
затруднились ответить на вопрос о причинах отказа (3,6%), либо планируют в
ближайшее время все же обратиться к самозанятым исполнителям (2,8%). Отдельные
респонденты ответили, что используют общую систему налогообложения, в связи с
чем им невыгодно работать с самозанятыми.
Самый популярный у бизнеса способ поиска исполнителей среди
самозанятых (74,5%) – с помощью
родственников, знакомых и коллег.
Чуть больше трети опрошенных ищут их через социальные сети
или сайты с вакансиями. Всего 17,6% используют цифровые платформы для поиска
самозанятых. Некоторые респонденты в ходе опроса сообщили, что самозанятые сами
вышли на них с коммерческим предложением о сотрудничестве.
Согласно данным опроса, 16,6% предпринимателей из тех, кто
взаимодействовал с самозанятыми, столкнулись с проверками со стороны
контролирующих органов. В подавляющем большинстве (89,6%) это были проверки
налоговой службы – и 17% таких случаев закончились штрафами, доначислением
налогов, переквалификацией отношений и, как следствие, отказом предпринимателей
от дальнейшего сотрудничества с самозанятыми частично или полностью. Всего 15%
респондентов сталкивались с проверками трудовых инспекций.
Среди предпринимателей, привлекающих к своей хозяйственной деятельности самозанятых, большая часть (64%) полностью довольна сотрудничеством с ними. Респонденты в ходе опроса зачастую предлагали расширить сферы разрешенной деятельности для самозанятых, повысить планку разрешенного им годового дохода. Ранее с аналогичным предложением выступил и крупный бизнес – о необходимости повысить порог дохода для самозанятых заявляли в Российском союзе промышленников и предпринимателей.
в 17:20