С какими вызовами столкнутся импортеры в 2019 году

Несмотря на санкции, рынок импорта в этом году продолжит свой рост. О том, как будут развиваться торговые отношения с зарубежными партнерами и к каким вызовам готовиться импортерам, РБК PRO рассказал Алексей Каневскийчлен Совета Московского отделения «ОПОРЫ РОССИИ»:

«По итогам 2018 года импорт всех категорий товаров вырос почти на 10-15% и составил $250-270 млрд. При этом никто из зарубежных партнеров не ушел, как и стихийно не ворвался на российский рынок, если не считать временных колебаний в отношениях с Турцией. Структура импорта также практически не изменилась, а торговые дела российский бизнес по-прежнему ведет в основном со странами дальнего зарубежья (85-90%) и СНГ (около 10%). 

Несмотря на санкционную политику и главным образом ответную, антисанкционную, в виде запрета на ввоз определенных товаров и продуктов, доля импорта не снизилась, а, напротив, выросла. В течение последних лет происходило незначительное замещение: некоторые страны, которые попали под санкции или ввели их, выбыли, но их тут же заместили страны, которые к санкциям отношения не имеют.

По-прежнему внушительные торговые обороты у России с Китаем, Германией и Голландией, еще один значительный зарубежный партнер – Турция, в странах СНГ основные партнеры – Белоруссия и Казахстан. Логичным образом сильно сократилась торговля с США, а экономические отношения с Украиной окончательно сошли на нет.

Самый знаковый и ощутимый вызов – это повышение НДС на 2%, который затронет практически всех предпринимателей. Право не платить этот налог есть лишь у отдельных компаний с оборотом до 2 млн руб. за три месяца либо пользователей специальных налоговых режимов.

По сравнению с развитыми странами НДС 20% – не самый высокий, однако все же с какой стороны посмотреть. Например, в Финляндии или Швеции он больше и составляет 24-25%, но и уровень дохода у населения там значительно выше. Таким образом, российский НДС вроде бы не кажется обременительным, но по факту является почти таким же, как в странах с хорошо развитой экономикой. При этом правительство рассматривало много вариантов пополнения бюджета (введение налога с продаж, повышение НДФЛ, прогрессивной шкалы НДФЛ и др.), однако остановилось именно на росте НДС, потому что это самый собираемый налог, который может быстро принести дополнительный доход до 7-8 трлн руб. Но чем это обернется? Конечно, удорожанием.

Бизнес вроде бы пересчитает НДС, а в конечном итоге его оплатит покупатель, например подорожают автомобили. Грубо говоря, почти 90% рынка – это импортные бренды либо импортосодержащие запчасти. Согласно нашим опросам, 80-90% компаний собираются повысить цены уже сейчас в связи с НДС, и это без учета курсовой разницы. Естественно, все это скажется на инфляции, которая уже растет и в перспективе может дойти до 6%.

Повышение НДС увеличит расходы среднестатистического гражданина на 5-7 тыс. руб. в год, но, как мы понимаем, у нас нет среднестатистического дохода: очень большая разница между высокообеспеченными и совсем бедными людьми. Прямо или косвенно удорожание коснется в том числе и смежных услуг – транспорта, ЖКХ и др.

Вторым вызовом для импортеров можно назвать ужесточение таможенного контроля за продукцией, проходящей через границу всеми видами транспорта, кроме самолета (требования остались без изменений). В частности, с 2019 года можно ввозить товары без уплаты пошлин общей стоимостью не более €500 и массой не более 25 кг. Таким образом, в два раза снижен порог. Точно так же установлен лимит на беспошлинный ввоз и для интернет-посылок, который снизился до €500 и 31 кг на одного человека. Почему это важно? Отчасти ранее бизнес использовал этот канал, дробя большие поставки, для дальнейшей перепродажи и, таким образом, избегал уплаты каких-то излишних пошлин. Снижение порога стоимости теперь ограничит такую возможность, создав препятствия для того, чтобы заниматься такого рода импортом, маскируя товары «для собственных нужд». Или же дробить придется в два-три раза больше, но это уже будет экономически невыгодно и сложно. Таким образом, часть таких товарных потоков в связи с новым решением будет сокращена или уничтожена вовсе.

Третий вызов напрямую импортеров не касается, но затрагивает косвенно. Речь идет о самозанятых – тех, кто самостоятельно привозит продукцию небольшими партиями из-за рубежа и продает ее в России. Теперь такой вид деятельности в пилотном режиме потребует регистрации и будет облагаться налогом. Тот, кто продает импортный товар физическим лицам, должен заплатить налог на профессиональный доход 4%, а юридическим лицам – 6%. Применять режим можно, пока доход не превысит 24 млн руб. в год, но это та планка, которая определяет в общем-то малый бизнес, поэтому платить такой налог нужно будет впоследствии в упрощенном порядке.

Как мы видим, все вызовы, к сожалению, не являются каким-то послаблением или облегчением для предпринимателей, а, наоборот, носят еще более фискальный и контрольный характер.

Кроме того, в этом перечне не была упомянута дополнительная маркировка, которая в скором времени станет обязательной для всех ввозимых в Россию импортных товаров. Не считаю это вызовом именно 2019 года, так как ступенчато процедура вводится в последние пять лет. Конечно, вещь затратная для бизнеса: в частности, она связана с существенными расходами на приобретение программного обеспечения, поиск и наем специалистов, которые потом это все отслеживают, на закупку акцизных и иных марок и приобретение оборудования для наклейки этих знаков на товар. Все это ложится на импортера, а не на производителя, гораздо реже затраты на маркировку делятся пополам. Тем не менее система по примеру ЕГАИС работает. Кто сможет ее имплантировать в свой бизнес, потихоньку забудет об этой проблеме. При этом бизнес, конечно же, считает это излишней мерой контроля со стороны государства.

И немного заглядывая в будущее. Очевидно, что импортеров ждет удорожание логистических издержек (по всей цепочке до потребителя увеличится стоимость доставок), но это уже можно отнести к 2020 году в связи с подорожанием цен на бензин и действием НДС. Бизнесмены вторым элементом увеличения стоимости продукции, которая оказывается на торговой полке, вместе с НДС называют подорожание энергоносителей. Как следствие, в следующем году вырастет себестоимость продукции».