Российский бизнес усомнился в способности пережить вторую волну COVID-19

Большинство (77%) российских предпринимателей оценили в 50% и менее шансы на выживание их компании в случае повторного введения режима карантина в связи с рисками второй волны COVID-19, следует из результатов мониторинга состояния бизнеса и эффективности мер господдержки, проводимого аппаратом уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова, передает РБК.

В августовском опросе приняли участие руководители и владельцы 1035 компаний из всех регионов России. Среди респондентов 20,25% представляют сферу непродовольственной торговли, почти 10%  обрабатывающие производства, 9% участников опроса работают в строительной сфере, 7%  в туризме и т.д.

Основной проблемой для бизнеса в посткарантинный период оказался стагнирующий спрос в экономике  67,2% респондентов отметили, что потребительской спрос так и не вернулся на докризисный уровень. Более половины предпринимателей сообщили, что спрос на их продукцию восстановился только на 50% и менее по отношению к тому же периоду 2019 года, а 25% считают, что спрос  менее 20% от прошлогоднего.

46,4% респондентов сообщили о снижении финансовых показателей, следует из результатов мониторинга бизнес-омбудсмена. Занятость удалось в целом удержать: больше половины компаний отметили, что штатная численность сотрудников на текущий момент по отношению к тому же периоду 2019 года составила 80–100%.

Более 40% предприятий, принявших участие в мониторинге, заявили, что не смогут восстановиться и выполнить отложенные обязательства перед государством, на отсрочку которых оно пошло в качестве меры поддержки. Самые большие опасения у бизнеса вызывает перспектива уплаты налогов за 2020 год.

Одновременно более 22% предпринимателей считают, что каждая вторая компания региона в их отрасли находится под угрозой банкротства, следует из итогов мониторинга. 

Павел Зюков, член Совета МГО «ОПОРЫ РОССИИ», оценил результаты мониторинга.

«По моему мнению, цифры даже несколько занижены, и на самом деле ситуация в экономике может оказаться куда  негативнее чем отражено в представленном исследовании. Более того, в некоторых регионах нашей страны ещё до сих пор действуют большинство введённых ограничений,и последствия для бизнеса в таких регионах носят более печальный характер»,  пояснил эксперт.

По словам П. Зюкова, в случае наступления второй волны коронавируса и введения таких же строгих ограничений, которые пережили предприниматели, большинство субъектов МСП вряд ли выдержат подобные меры.

«Особенно это коснётся сферы услуг, туризма и торговли непродовольственными товарами. При этом крупные компании хоть и понесут существенные потери, но тем не менее продолжат своё существование»,  добавил он.

Также эксперт рассказал о текущем состоянии бизнеса.

«В настоящее время бизнес хоть и испытывает большие трудности, однако находится на самом начальном этапе восстановления показателей предыдущих благоприятных периодов. Поэтому введение новых ограничений для многих субъектов МСП может оказаться сокрушительным ударом, который они уже не перенесут. Это связано с тем, что многие платежи, в том числе в бюджет пока отложены на более поздние периоды, и если указанные периоды совпадут с введением новых ограничений, то аккумулировать новые средства будет практически невозможно»,  заключил он.