Российские компании усомнились в восстановлении бизнеса до конца года

Две трети российских компаний считают, что не смогут восстановить свой бизнес от ущерба, нанесенного пандемией коронавируса, до конца текущего года. Об этом говорится в исследовании сервиса «Работа.ру», передает РБК.

Согласно данным портала, 32% участников опроса сообщили, что для полного восстановления их бизнеса после снятия карантина потребуется больше года. В том, что оправиться от кризиса получится до конца 2020-го, уверены 33% респондентов. Еще 26% заявили, что им понадобится для этого от трех до шести месяцев.

Из числа опрошенных компаний 36% отметили, что еще не смогли полностью реанимировать бизнес. Вообще не пострадали из-за пандемии 12% респондентов.

В зависимости от бизнеса срок восстановления будет разным, отметил Андрей Шутовчлен Совета МГО «ОПОРЫ РОССИИ».
 
«Если мы говорим про сферу гостеприимства, мероприятий и т. д., то в данном случае восстановление этих областей бизнеса будет зависеть от ограничений. Сейчас вновь вводят определенные ограничения. Посмотрим, что будет дальше. Если до нового года будет еще одна волна ограничений или вспышки ковида, это негативно повлияет на деловой климат. В данном случае мы не говорим о восстановлении до конца года. Более того, возникает вопрос вернется ли к прежнему уровню в следующем году тот или иной сектор бизнеса», – пояснил эксперт.

По его словам, сейчас очень сильно меняются рынки и общий подход к бизнесу.

«Очень много проектов перешли на "удаленку". Предприниматели понимают, что им нужно будет еще вкладываться, чтобы работать над новыми нормами, какими-то алгоритмами, бизнес-процессами и так далее. Это тоже будет требовать определенного времени», – пояснил он.

Также А. Шутов назвал факторы, которые будут суммарно увеличивать срок выхода из кризиса компании.

«Первое  какое-то время очень большое количество бизнесов вообще не работало или работало в очень ограниченном режиме. Кроме этого, происходила адаптация к новым реалиям ведения бизнеса, к изменившейся покупательской способности, к новым механизмам покупки и продажи товаров. Эти два фактора будут суммарно увеличивать срок выхода из кризиса компании, даже если мы говорим о возвратах к оборотам прошлых периодов», – объяснил Андрей Шутов.