Приехали!
С первого сентября в соответствии с Федеральным законом перевозки такси стали возможными только с наличием лицензии, т.е. обязательного разрешения на эту деятельность. Закон устанавливает жесткие требования для профильного бизнеса, существенно ухудшающие условия ведения предпринимательской деятельности в области перевозки пассажиров легковым такси.
Эксперты ОПОРЫ провели тщательное изучение норм закона. Если систематизировать основные требования к машинам такси, то они следующие:
- Прохождение государственного технического осмотра каждые полгода.
- Наличие на кузове (боковых поверхностях) цветографической схемы, представляющей собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке.
- Соответствие единой цветовой гамме кузова (в случае установления такого требования в регионе). По оценкам предпринимателей перекраска одного автомобиля обойдется примерно в 80 000 руб., что является довольно весомой суммой для малого предприятия, индивидуального предпринимателя.
- Наличие опознавательного фонаря желтого цвета на крыше.
- Оборудование таксометром. (Предприниматели оценивают затраты на выполнение данного требования примерно в 10 000 руб. за оснащение одного автомобиля таксометром, не считая затрат на ежемесячное обслуживание.)
Кроме того, действие разрешения ограничивается только тем субъектом Федерации, в котором оно выдано. Распространение разрешения на другие регионы возможно только в том случае, если между этими регионами будет подписано соответствующее соглашение. В случае, если такого соглашения не будет заключено (а такая ситуация, вполне вероятно, будет иметь место в первое время со дня вступления в силу статьи 9 Закона), то предприниматель не сможет заниматься перевозкой пассажиров из одного региона в другой (например из Санкт-Петербурга в Ленинградскую область), что в целом ограничит его предпринимательские возможности.
Также положение Закона, согласно которому региональным властям дано полное право самостоятельно определять порядок оплаты за выдачу разрешения, следует считать коррупционным. Дело в том, что минимальное и максимальное значение оплаты не установлено, поэтому власти будут действовать произвольно и бесконтрольно.
Ещё одним условием осуществления деятельности по перевозкам пассажиров легковым такси, которое может оказать негативное влияние на малый бизнес в этой сфере, является необходимость нахождения у юридических лиц и ИП в наличии автомобилей в собственности или на условиях договора лизинга. Заключение договора аренды с физическим или юридическим лицом либо использование автомобиля по генеральной доверенности с 1 сентября 2011 года является нарушением законодательства.
По словам исполнительного директора московской ОПОРЫ Алексея Даутова, данная сфера долгое время характеризовалась наличием так называемого "правового вакуума". В этом смысле принятие данного Закона является положительным моментом, способствующим переводу деятельность такси в правовое русло, т.к. не секрет, что на сегодняшний день число «бомбил», которые не платят налоги и не несут никакой ответственности за своих пассажиров, в разы превышает количество легально работающих перевозчиков. Если говорить о Москве, то здесь целесообразно помочь людям, которые желают работать легально выполнить все установленные требования, выдать им соответствующие субсидии. И такие программы городскими властями заявлены.
Что касается регионов, то здесь вопрос сложнее, и не исключено, что вместо легализации бизнеса такси мы увидим обратную картину – предприниматели уйдут в тень.
в 19:37