Приехали!

С первого сентября в соответствии с Федеральным законом перевозки такси стали возможными только с наличием лицензии, т.е. обязательного разрешения на эту деятельность. Закон устанавливает жесткие требования для профильного бизнеса, существенно ухудшающие условия ведения предпринимательской деятельности в области перевозки пассажиров легковым такси.

Эксперты ОПОРЫ провели тщательное изучение норм закона. Если систематизировать основные требования к машинам такси, то они следующие:

  1. Прохождение государственного технического осмотра каждые полгода.
  2. Наличие на кузове (боковых поверхностях) цветографической схемы, представляющей собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке.
  3. Соответствие единой цветовой гамме кузова (в случае установления такого требования в регионе). По оценкам предпринимателей перекраска одного автомобиля обойдется примерно в 80 000 руб., что является довольно весомой суммой для малого предприятия, индивидуального предпринимателя.
  4. Наличие опознавательного фонаря желтого цвета на крыше.
  5. Оборудование таксометром. (Предприниматели оценивают затраты на выполнение данного требования примерно в 10 000 руб. за оснащение одного автомобиля таксометром, не считая затрат на ежемесячное обслуживание.)

Кроме того, действие разрешения ограничивается только тем субъектом Федерации, в котором оно выдано. Распространение разрешения на другие регионы возможно только в том случае, если между этими регионами будет подписано соответствующее соглашение. В случае, если такого соглашения не будет заключено (а такая ситуация, вполне вероятно, будет иметь место в первое время со дня вступления в силу статьи 9 Закона), то предприниматель не сможет заниматься перевозкой пассажиров из одного региона в другой (например из Санкт-Петербурга в Ленинградскую область), что в целом ограничит его предпринимательские возможности.

Также положение Закона, согласно которому региональным властям дано полное право самостоятельно определять порядок оплаты за выдачу разрешения, следует считать коррупционным. Дело в том, что минимальное и максимальное значение оплаты не установлено, поэтому власти будут действовать произвольно и бесконтрольно.

Ещё одним условием осуществления деятельности по перевозкам пассажиров легковым такси, которое может оказать негативное влияние на малый бизнес в этой сфере, является необходимость нахождения у юридических лиц и ИП в наличии автомобилей в собственности или на условиях договора лизинга. Заключение договора аренды с физическим или юридическим лицом либо использование автомобиля по генеральной доверенности с 1 сентября 2011 года является нарушением законодательства.

По словам исполнительного директора московской ОПОРЫ Алексея Даутова, данная сфера долгое время характеризовалась наличием так называемого "правового вакуума". В этом смысле принятие данного Закона является положительным моментом, способствующим переводу деятельность такси в правовое русло, т.к. не секрет, что на сегодняшний день число «бомбил», которые не платят налоги и не несут никакой ответственности за своих пассажиров, в разы превышает количество легально работающих перевозчиков. Если говорить о Москве, то здесь целесообразно помочь людям, которые желают работать легально выполнить все установленные требования, выдать им соответствующие субсидии. И такие программы городскими властями заявлены.

Что касается регионов, то здесь вопрос сложнее, и не исключено, что вместо легализации бизнеса такси мы увидим обратную картину – предприниматели уйдут в тень.