При участии «ОПОРЫ РОССИИ» смягчено уголовное законодательство в отношении бизнеса

13 августа вступил в силу Федеральный закон №315-ФЗ. Согласно нему вносятся изменения в статьи 108 и 109 УПК РФ в части определения понятия предпринимательской деятельности. В законе учтены предложения «ОПОРЫ РОССИИ» по повышению защищенности предпринимателей от уголовного преследования.

В течение нескольких лет «ОПОРА РОССИИ» выступала за смягчение законодательства в отношении содержания под стражей предпринимателей, подозреваемых в совершении преступлений по экономическим статьям УК РФ.

Так, в 2016 г. «ОПОРА РОССИИ» направила в Администрацию Президента РФ предложения по установлению четких критериев понимания предпринимательской деятельности и определению условий, при которых брать предпринимателей под стражу запрещается законом.

В частности, «ОПОРА РОССИИ» предлагала внести изменения в ст. 108 УПК РФ, дополнив ее четким понятием преступления, совершенного в сфере предпринимательской деятельности.

Необходимость более четкой регламентации понятия «предпринимательская деятельность» назрела в связи с тем, что несмотря на использование в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве данного понятия, в уголовно-правовой сфере не могла быть сформирована единообразная судебная практика, поскольку отсутствовали четкие критерии понимания предпринимательской деятельности.

В августе Президент РФ Владимир Путин подписал закон 315-ФЗ, где сформулировано, что такое предпринимательская деятельность в редакции схожей с предлагаемой ранее «ОПОРОЙ РОССИИ».

Важнейшим нововведением этого закона стало определение категории людей, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений в сфере предпринимательства, в отношении которых заключение под стражу не может быть применено.

К таким категориям отнесены индивидуальные предприниматели, а также руководители компании, при осуществлении ими полномочий по управлению организацией.

Кроме того, уточнено, что заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено при отсутствии обстоятельств, указанных в пунктах 1 – 4 части первой статьи 108 УПК РФ (отсутствие постоянного места жительства, скрывался от правоохранительных органов и другие). Это относится к подозреваемым или обвиняемым в совершении отдельных экономических преступлений, если они совершены в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Помимо этого, законом установлены дополнительные требования к ходатайству о продлении срока содержания под стражей, закреплено право суда установить срок меньше, чем просит следствие.

Теперь в постановлении о возбуждении ходатайства о продлении срока содержания под стражей должны содержаться сведения о следственных действиях, которые были произведены в период избрания меры пресечения. Помимо этого, должны быть основания для дальнейшего продления срока содержания под стражей.

При этом указанный в постановлении срок, на который продлевается содержание под стражей, должен определяться исходя из объема следственных действий, приведенных в этом постановлении. А если одним из мотивов продления срока содержания под стражей является необходимость производства следственных действий, то должны быть обоснованы причины, по которым эти действия не были произведены ранее.

С полным текстом Федерального закона вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.