Перевести помещение в нежилой фонд станет сложнее

9 июня вступили в силу изменения в Жилищный кодекс РФ, усложняющие процесс размещения коммерческих объектов в многоквартирных домах, а именно, процедуру перевода жилого помещения в нежилое, сообщает «Российская газета».

Раньше владельцам бизнеса нужно было лишь составить заявление, иметь правоустанавливающие документы на свое предприятие, поэтажные планы или технический паспорт, проект переустройства и (или) перепланировки помещения, которое хотят занять.

Теперь, прежде чем обращаться в уполномоченный орган с заявлением о переводе квартиры в нежилой фонд, требуется получить одобрение 2/3 жильцов, владеющих недвижимостью в данном подъезде. Также владельцу бизнеса потребуется обеспечить отдельный вход в свой магазин, салон или кафе после перевода жилого помещения в нежилое.

Николай Марченко, эксперт комитета по здравоохранению МГО «ОПОРА РОССИИ», считает, что это вводит дополнительные барьеры для бизнеса.

«Любые ограничения, в принципе, вносят дополнительные сложности, уменьшают возможности для бизнеса. Эта ситуация не исключение», –  рассказал эксперт.

По его словам, в России достаточно много объектов недвижимости, в которых ведется какой-то бизнес на первых этажах жилых зданий. Сейчас не совсем понятно, что будет с этими предпринимателями. Если подобные ограничения вводить, надо предлагать какую-то альтернативу.

 «В Москве помещения для бизнеса есть как на продажу, так и в аренду. Вопрос только, какая у них стоимость. Может по той цене, которая предлагается, люди не могут снять эти помещения или купить. А если часть из них выпадет из этого списка, то вполне возможно, что в других точках повысится стоимость. Соответственно, доступность их будет еще меньше», - отметил Марченко.

Как подчеркнул эксперт, согласно законопроекту, будущему правообладателю коммерческого объекта необходимо письменное разрешение каждого владельца примыкающих к его квартире помещений.

«Собрать письменные согласия весьма сложно. Могут появится нелегальные договоренности между жильцами и предпринимателями, когда за подпись предприниматель заплатит людям, владеющим недвижимостью в данном подъезде. Соответственно, такая инициатива может вывести процесс согласования к серой схеме оплат», - добавил Марченко.

Что касается «шумных заведений», то, по мнению эксперта, в данном случае нужен дифференцированный подход. Организаций, которые действительно мешают жильцам, немного относительно общего числа коммерческих объектов, и с ними нужно что-то делать. 

Стоит также отметить, что если назначение помещения еще на этапе строительства дома было нежилым, то нововведения действовать не будут.