Опрос: как небольшие торговые компании преодолели кризис

Пандемия ускорила выход магазинов в онлайн и сделала более привлекательной торговлю на маркетплейсах, следует из данных опроса сервиса для управления торговлей МойСклад, проведенного при поддержке Московского отделения «ОПОРЫ РОССИИ».

В исследовании приняли участие ИП, владельцы интернет- и розничных магазинов (несетевая розница), а также собственники небольших оптовых и производственных компаний. Более 70% респондентов  компании с численностью до 5 сотрудников.

Респонденты отвечали на вопросы, связанные с продажами в пандемию, начавшуюся в России в марте 2020 и повлиявшую на работу объектов торговли. В приведенных оценках не учтены продажи услуг. 

В опросе содержатся данные о каналах продаж, которые были самыми эффективными в это время, информация о том, как бизнес приспосабливался к текущей экономической ситуации, как менялась выручка. Также в ходе исследования получены прогнозы по посткризисному восстановлению.

Отдельное внимание в исследовании уделено вопросам поддержки предпринимательства в кризис: что предприниматели хотели получить от государства и арендодателей и какую помощь смогли получить.

Так, до начала режима самоизоляции самым популярным каналом продаж были розничные магазины (62%). На втором месте – интернет-магазины (43%), на третьем – социальные сети (38%). Около трети респондентов (32%) назвали оптовые продажи в качестве канала продаж до периода самоизоляции. Маркетплейсы, напротив, выбрали в качестве ответа лишь 11% опрошенных. 

Во время карантина почти половина респондентов (47%) работала как и прежде, ничего не меняя. 23% опрошенных пришлось закрыть розничный магазин. 16% участников исследования сократили персонал. 5% предпринимателей ликвидировали свой бизнес. Это относительно небольшая цифра, так как «срок жизни» компании  представителя малого бизнеса в среднем 3 года, отмечается в исследовании.

Для компенсации сократившегося спроса и закрытых розничных продаж многие предприниматели пробовали новые каналы продаж. 22% начали торговать через социальные сети, 9% вышли на маркетплейсы, 7% открыли новую товарную нишу.

При этом треть респондентов ответили, что в этот период ни один из каналов продаж не работал эффективно. Далее  в порядке убывания: розница, интернет-магазин, социальные сети, опт и маркетплейсы. Интернет-магазины лишь на 3,1% обгоняют социальные сети.

По данным опроса, 35% предпринимателей обращались к владельцам торговой недвижимости с просьбой отсрочить, уменьшить или переместить арендные платежи. 24% респондентов запросили у государства субсидии на выплату зарплат и столько же  возможность списать налоги и страховые взносы за 2-й квартал 2020 года. 38% участников исследования никакую помощь не запрашивали.

При этом приблизительно одной четверти предпринимателей удалось воспользоваться отсрочкой аренды, то есть навстречу пошли не всем бизнесменам: помощь получили 71% из запросивших. Примерно также обстоит дело с получением субсидий на зарплаты — их получили 70% запросивших предпринимателей. Другая ситуация с беспроцентным кредитом: его получили всего 28% бизнесменов.

В исследовании отмечается, что задекларированные государством меры поддержки компаний в пандемию работали, но не в полном объеме.

По данным МоегоСклада, на пике падения (первая неделя апреля 2020 года) по сравнению с мартом 2020 года функционировало всего 33% от розничных точек, их оборот снижался до 43% от докризисного.

Несмотря на это, уже в июле выручка у 21% бизнесов выросла. Еще 12% вернулись к докризисным показателям.

Доля компаний, которые зафиксировали рост оборота, выше всего в сегментах спорттоваров, табачных изделий, мебели, товаров для дома, хобби и увлечений.

При этом кризис в торговле еще далеко не пройден. Выручка упала более, чем на 20% у 48% респондентов, из них у 23%  более чем вдвое.

Так, почти 10% аудитории считает, что их продажи восстановятся лишь в 2022-м году или позже, а около 10% предпринимателей и вовсе не верят, что когда-либо их бизнес вернется к докризисным цифрам. Но 40% респондентов отмечают, что выручка в их магазинах уже восстановилась или вернется на докризисные показатели к началу осени. 

В исследовании отмечается, что несмотря на то, что кризис сильно сказался на непродовольственной рознице, малый бизнес неплохо справился с проблемами  доля закрывшихся компаний не очень велика.

Таким образом, по данным опроса, пандемия ускорила выход магазинов в онлайн и сделала более привлекательной торговлю на маркетплейсах. Мерами поддержки МСБ смогли воспользоваться далеко не все желающие, особенно это касается получения беспроцентных кредитов и индивидуальных налоговых отсрочек.

Веру в развитие бизнеса после пандемии потеряли только 10% респондентов, и бо́льшая часть опрошенных считает, что их выручка восстановится уже в этом году.