Новая цифровая этика на службе у капитализма
Big Data и искусственный интеллект стали настоящим драйвером роста для многих компаний из разных отраслей, позволив предсказывать и осуществлять то, что раньше казалось немыслимым. Тщательный анализ клиентских предпочтений, индивидуальные программы лояльности, продуманный таргет – сегодня технологии открыли широкие возможности для бизнеса, но вместе с тем создали новые проблемы, которые волнуют людей все больше. Как использовать приватные данные, не ограничивая права человека на частную жизнь? Как улучшать работу алгоритмов, не создавая впечатления «тотальной слежки»? Этические вопросы использования искусственного интеллекта породили активную общественную дискуссию, особенно заметную в период пандемии.
Экономист Игорь Диденко в научно-популярной книге «НеВенец творения. Всё, что вы боитесь знать о будущем» считает, что в наступившую эпоху «технологически предопределенной» тотальной прозрачности даже минимальная приватность становится непозволительной и почти ненужной роскошью. Социально-технологическую эволюцию уже не повернуть вспять, а в передаче информации третьим лицам нет ничего особенного, особенно, если она служит во благо клиентам: чем больше производитель знает о своей целевой аудитории, тем более полезным он может сделать свой товар или услугу для потребителя.
К тому же, применение обученных нейросетей выявляет совершенно неочевидные закономерности. Экономист приводит историю, произошедшую с крупнейшим мировым ритейлером Walmart в 2012 году: во время атлантических циклонов, компания обнаружила, что в условиях приближающегося урагана люди чаще покупают не только аварийное оборудование и фонари (что логично), но и печенье с клубникой! Полученные данные весьма сложно объяснить, но менеджмент компании, хотя и не без колебаний, решил прислушаться к совету алгоритма. При приближении к атлантическому побережью США урагана «Сэнди», компания скорректировала план поставок товаров в магазины сети таким образом, что в районы пути урагана доставили дополнительную партию клубничного печенья. В итоге, искусственный интеллект не ошибся – вся партия была раскуплена, и прибыль магазинов, расположенных на побережье, возросла. Таких примеров много: Coca-cola стала продавать больше своих напитков, когда нейросети выяснили, что студенты активнее покупают газировку в дни выхода новых серий «Ходячих мертвецов», в Лос-Анжелесе бутилированная вода продается лучше во время дождливой погоды.
Все эти «нелогичные» для обычного маркетолога причинно-следственные связи прекрасно уживаются в «повзрослевшем» искусственном интеллекте. Алгоритмы действительно создают удобные и комфортные условия для бизнеса, во многом думая и принимая решения не хуже ведущих топ-менеджеров. Однако готовы ли топ-менеджеры уступить свои рабочие места его величеству искусственному интеллекту?
в 17:05