Минфин зафиксировал значительный рост доли госзаказов у малого бизнеса

В мониторинге закупок госкомпаний Минфин зафиксировал значительный рост доли заказов у малого бизнеса: их объем в первом полугодии 2019-го составил 2 трлн руб. (25% всех закупок) против 1,2 трлн руб. (16%) в первом полугодии 2018 года. В то же время в целом за 2018 год госкомпании не смогли выполнить квоту в 18%, закупив у МСП только 12% товаров и услуг, что может свидетельствовать о «размывании» закупок у малого бизнеса за счет сдвига крупных заказов к концу года, передает «Коммерсантъ».

Доля малого бизнеса в закупках госкомпаний в будущем, возможно, увеличится, отметил председатель Комитета по промышленности МГО «ОПОРЫ РОССИИ» Вадим Арутинов. Это связано с тем, что госкомпании мотивированы увеличивать долю закупок у малого бизнеса в рамках правительственных распоряжений.

«Увеличивать долю закупок у малого бизнеса в планах госкорпораций, но фактически, сколько процентов от общего объема закупок они отдадут по контрактам малым и средним предприятиям, зависит не только от самой госкорпорации, но и от экономического состояния МСБ», – пояснил эксперт.

При этом, Арутинов добавил, что у малого бизнеса в процессе участия в закупках госкомпаний возникает много сложностей. Трудности участники торгов испытывают в первую очередь с финансированием. 

«Бывают случаи, когда малые и средние компании имеют право участвовать в торгах госкорпораций, но не выходят на эти торги. Это связано с тем, что у предпринимателей мало возможностей получить кредитные средства по относительно разумным ставкам, а аукционы в основном безавансовые. Но чтобы участвовать в них, надо где-то брать деньги», – объяснил он. 

По словам Арутинова, чтобы стимулировать предпринимателей участвовать в закупках, необходимо сделать кредиты более доступными. 

«В банках деньги есть. Однако формально получается, что определенным критериям, по которым банки оценивают устойчивость и надежность компании, большинство малых и средних предприятий не соответствует. Возникает проблема, которую нужно решать: либо менять критерии оценки экономической устойчивости МСБ, либо разрешать банкам кредитовать малые компании по разумным рыночным ставкам», – добавил эксперт. 

Другой способ стимулировать предпринимателей участвовать в закупках – закрепить за госкорпорациями обязанность выплачивать малому бизнесу авансовые платежи в случае заключения контракта, полагает В. Арутинов.

«Авансовые платежи должны быть достаточными для того, чтобы компания смогла получить кредит, закупить надлежащую продукцию. Размеры таких платежей должны быть на уровне 70%-80% от стоимости контракта», – пояснил он.

При этом выдача авансовых платежей противоречит международной практике, уточнил В. Арутинов.

«Компании выполняют заказ и только после этого с ними рассчитываются. Но так происходит в странах со стабильной рыночной экономикой, где дешевые кредиты. Там компании берут средства в банке, выполняют заказ, потом с ними рассчитывается заказчик, и из этих денег они рассчитываются с банком. У нас такая схема не очень популярна», – заключил он.