Кроме налогов, оптимизировать нечего
Глава Пенсионного фонда Антон Дроздов сообщил, что до 18 февраля ПФР собрал страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на сумму 305,6 млрд руб. Несомненно, то, что ПФР выполняет план по сборам страховых взносов, — новость позитивная. Однако вопрос о влиянии повышения ставок по страховым взносам на малый и средний бизнес на этом нельзя считать закрытым.
Очевидно, что рентабельность малого и среднего бизнеса не может быть сверхвысокой, возможно, за некоторым исключением. Первые, кто пострадал от повышения размера страховых взносов, — это те предприниматели, в бизнесе которых люди — это основной актив, например парикмахерские, салоны красоты, иные бытовые услуги. Этот бизнес в основной своей массе применял упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Конечно, рентабельность бизнеса — величина небесконечная, поэтому предприниматель будет стараться снизить все те расходы, какие возможно, чтобы бизнес мог существовать дальше. Что это будут за затраты? Невозможно снизить аренду, реальную зарплату персонала, стоимость приобретаемых товаров. Любой предприниматель уверенно ответит, что, кроме налогов, он ничего оптимизировать не сможет.
Небольшой расчет: если предприниматель в 2009 и 2010 годах находился на УСН или ЕНВД, он не являлся плательщиком единого социального налога и платил только взносы в ПФР в размере 14% от фонда оплаты труда. С 2011 года он вынужден платить страховые взносы, совокупная величина которых равна 34% от фонда оплаты труда. Законодатель, конечно, ограничил сумму, которая является «пороговой» для уплаты страховых взносов, но, чтобы ее достичь, заработная плата сотрудников должна быть выше 30 тыс. руб. в месяц. Для многих регионов России такая зарплата является пределом мечтаний.
Чтобы сохранить рентабельность бизнеса на прежнем уровне, предприниматель должен сократить размер страховых взносов, уплачиваемых в бюджет, что можно сделать только уменьшением официальной заработной платы или сокращением официально работающего персонала. Если предприниматель в 2010 году платил со 100 руб. официальной заработной платы 14 руб., то, чтобы платить эти же 14 руб. в 2011 году, официальная зарплата должна быть равна 41,18 руб., что на 58,82% меньше первоначальных 100 руб.
Ясно, что настолько «провалиться» малому бизнесу в заработных платах не дадут, а вот вопрос с неоформлением людей на работу контролировать гораздо сложнее.
К сожалению, на сегодняшний день в открытом доступе нет информации о том, как повышение страховых взносов повлияло на их собираемость среди представителей малого и среднего бизнеса. А ведь не стоит забывать, что именно в субъектах малого и среднего бизнеса государство ищет основной потенциал для создания новых рабочих мест.
Например, по словам Ирины Звержеевой, управляющей ОПФР по Хабаровскому краю, «в пенсионную систему от субъектов малого предпринимательства поступает всего 9,2% общей массы доходов на пенсионное страхование, хотя доля предприятий МСБ в общем количестве плательщиков составляет 58%». С учетом такой массовой доли поступлений от субъектов СМБ в общей структуре платежей малый и средний бизнес просто «теряется» на фоне всех остальных.
А ведь увеличение налоговых поступлений от субъектов СМБ — одна из приоритетных задач государства, и именно увеличение таких поступлений является одним из косвенных признаков развития малого бизнеса.
Разумеется, здесь не имеются в виду денежные средства, «вырванные с мясом», как это, например, происходило с налоговыми платежами во время кризиса, когда основной целью налоговиков при проведении проверок было выполнение плана по доначислениям любой ценой. Некоторые чиновники в дальнейшем на основании информации о таких доначислениях делали вывод о том, что бизнес у нас в России чувствует себя отлично и кризис на него не повлиял. Как все происходило на самом деле, все мы знаем.
Состояние малого и среднего бизнеса требует тщательного анализа и особого внимания, и я надеюсь, что это понимают не только его представители, но и представители государства. Очень рассчитываю, что по окончании первого квартала ПФР сможет более детально отчитаться об исполнении плана по сборам, в том числе в разрезе субъектов предпринимательства, чтобы анализ влияния закона «О страховых взносах» на реальное состояние бизнеса в России можно было бы провести на основании объективных данных.
Источник: РБК daily
в 12:02