Индивидуальный подход к каждому субъекту малого бизнеса

22 декабря состоялось заседание Общественного совета при Московской межрегиональной транспортной прокуратуре. Одной из тем для обсуждения на Совете стала ситуация, связанная с соблюдением прав столичных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельных участках железнодорожного транспорта. Внести данный вопрос в повестку дня предложило Московское отделение ОПОРЫ РОССИИ, в адрес которого за последнее время поступило значительное количество жалоб и обращений от субъектов малого предпринимательства, обеспокоенных дальнейшей судьбой своего бизнеса, либо лишенных его.

Выступая на заседании, руководитель Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ Александр Жарков, рассказал, что значительная часть обращений связана с нарушениями прав организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих на территориях, прилегающих к железнодорожным вокзалам и в полосе отвода Московской железной дороги. Основные нарушения, допускаемые сотрудниками структурных подразделений ОАО «РЖД», таковы:

- несанкционированный снос и попытки сноса во внесудебном порядке объектов потребительского рынка, расположенных на привокзальных площадях при наличии действующих договоров у пользователей;

- необоснованное препятствование осуществлению хозяйственной деятельности путем отключения электроэнергии, установки ограждений и прочими действиями;

- выставление на торги продажи права субаренды земельных участков, обремененных правами третьих лиц на основании заключенных договоров землепользования;

- нарушения требований антимонопольного законодательства.

Особую обеспокоенность, по словам А. Жаркова, вызывает тот факт, что массовая ликвидация объектов потребительского рынка привокзальных площадей, как следует из публичных выступлений представителей железной дороги, осуществляются в рамках подписанных Соглашений между ОАО «РЖД» и Правительством Москвы:

- «О взаимодействии в области обеспечения качественного удовлетворения потребностей пассажиров, их безопасности на железнодорожных вокзалах Москвы и прилегающих к ним территориях на 2009–2011г.»;

- «О передаче в аренду ОАО «РЖД» привокзальных площадей» от 20. 05. 2011г.

Поэтому еще большее волнение в предпринимательском сообществе возникло после подписания 11 ноября еще одного Соглашения «О сотрудничестве в области реализации проектов создания транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) с обустройством прилегающих территорий». В рамках подписанного Соглашения определены 55 объектов, попадающих в зону реализации проектов по строительству ТПУ, – это все железнодорожные платформы и станции Москвы, расположенные вблизи станций метрополитена города. При подписании Соглашения сторонами заявлено о том, что в рамках реализации проектов по строительству ТПУ на прилегающих площадях будут ликвидированы стихийные торговые объекты и несанкционированные парковки.

«К сожалению, есть опасение, что вместе с ликвидацией стихийных объектов исчезнут и законно функционирующие в полосе отвода Московской железной дороги предприятия малого бизнеса», – уточнил А. Жарков, добавив, что конфликтная ситуация среди предпринимателей нарастает и последствия этого могут быть непредсказуемы. «Необходимо найти компромиссное системное решение, которое бы, с одной стороны, не нарушало права малого бизнеса, а с другой стороны, содействовало бы развитию и модернизации территорий, прилегающих к железной дороге», – подчеркнул он.

В свою очередь участвующий в заседании начальник службы управления имуществом Московской железной дороги Дмитрий Покровский подтвердил, что его ведомство также обеспокоено сложившейся ситуацией и ни в коей мере не ставит перед собой целью ущемить права предпринимателей:

– Мы руководствуемся действующим законодательством, однако понимаем, что некоторые вопросы имеют спорный характер или двойную трактовку, поэтому мы готовы идти на компромисс и вырабатывать системные решения, которые бы устраивали все стороны. Прежде всего, необходимо привести все существующие договоры между предпринимателями и МЖД в соответствие с законом. Мы будем стараться применять индивидуальный подход к каждому конкретному случаю и разбираться отдельно с каждой организацией и индивидуальным предпринимателем: только так можно будет снять общее напряжение.

Заместитель руководителя Дирекции железнодорожных вокзалов Андрей Степнов выразил согласие с необходимостью включения представителей Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ в совместную рабочую группу по рассмотрению вопросов реализации проектов по строительству ТПУ.

«Совместная работа позволит последовательно следить за этапами создания ТПУ, исключить возможные нарушения законных прав предпринимателей, оперативно взаимодействовать и координировать действия предпринимательского сообщества в целях реализации намеченной объемной программы по строительству транспортных узлов», – подчеркнул руководитель Московской ОПОРЫ Александр Жарков.

Присутствовавший на заседании совета заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы Олег Березовский пообещал членам ОПОРЫ, что в самое ближайшее время в открытом доступе появятся тексты соглашений между ОАО «РЖД» и Правительством Москвы, иная необходимая документация, и это позволит снять некоторое напряжение в среде предпринимателей, возникшее в результате информационного вакуума.

Подводя итоги заседания, председатель Общественного совета, первый заместитель межрегионального транспортного прокурора Мурад Кехлеров попросил представителей структурных подразделений ОАО «РЖД» и Департамента транспорта Правительства Москвы, более активно привлекать представителей предпринимательского сообщества к подготовке решений:

– Надо постараться, чтобы в результате модернизации и благоустройства транспортных территорий не нарушался закон, соблюдались права всех участников процесса. Важно, чтобы к судьбе каждого конкретного субъекта, совместными усилиями был выработан индивидуальный подход.