Эксперт: реальная стоимость бизнеса – 2-5 годовых прибылей, плюс стоимость активов
DF составил топ-5 сфер, где выставлено на продажу наибольшее
количество бизнесов. А в каждой из них выделил самые дорогие компании, которые
сейчас продаются в Воронежской области.
Самым дорогим бизнесом оказалась продажа крестьянско-фермерского
хозяйства за 400 млн рублей – площадь земельных участков – 2,9 тыс. га, в
собственности – 440 га. Еще 2,6 тыс. га арендовано у держателей земельных паев.
Площадь пашни составляет – 2,6 тыс. га. Участки арендованы до декабря 2026
года.
На втором месте – карьер кварцевых и формовочных песков за
250 млн рублей. В топ-3 попала и АЗС за 39 млн рублей. На четвертом месте –
ресторан за 19,5 млн рублей. Замыкает пятерку – салон красоты за 14,8 млн
рублей.
Почему топ оказался именно таким? И в какие из этих сфер
стоит инвестировать, а что лучше не покупать? Комментирует эксперт по
финансово-правовой безопасности бизнеса МГО «ОПОРА РОССИИ» Сергей Елин.
«Несложно понять, почему производство на первом месте.
Многие компании закредитованы, а сейчас возникают сложности с обслуживанием
кредитов. Сложности с оборудованием, требуются новые инвестиции в производство,
а это новые кредиты, с которыми сейчас тоже все непросто. Также нужно
простраивать новые логистические цепочки. В таких условиях многие владельцы
видят продажу оптимальным вариантом. Все это надо учесть и взвесить, готовы ли
вы купить такой бизнес», – рассказал он.
По его словам, общепит – высококонкурентная,
низкомаржинальная и достаточно сложная отрасль.
«Начинать стартап сейчас в нем тоже не стоит. Продажа может
быть по абсолютно разным причинам, из общего – также сложности с поставками,
высокая конкуренция», – добавил эксперт.
Как отметил С. Елин, аграрные предприятия могли попасть в
топ по двум причинам.
«С одной стороны, сейчас в компании в этой сфере тоже нужны
серьезные финансовые вливания – например, техника серьезно подорожала. С другой
стороны, аграрный сектор сейчас на достаточно активном подъеме. Идут программы
поддержки бизнеса, много внимания уделяется обеспечению продовольственной безопасности.
Соответственно, повышается спрос среди тех, кто хочет войти в эту нишу.
Владельцы бизнеса, у кого не было большого интереса к этой деятельности, сейчас
более охотно выставляют его на продажу. Автосервисы я бы не сказал, что сейчас
не рентабельны, просто на их рынке происходит сильная трансформация. Много
новых цепочек начинает выстраиваться через параллельный импорт. А потом, люди
будут реже обновлять автомобили, значит, они будут чаще ломаться и услуги
автосервисов наоборот будут очень востребованы. Кто-то из предпринимателей
подвержен эмиграционной волне. Это тоже влияет и добавляет свои 10% к
активности в продажах бизнеса», – пояснил Сергей Елин.
Также эксперт объяснил, как ценить, адекватная ли цена у
продаваемого бизнеса.
«Реальная стоимость бизнеса – это 2-5 годовых прибылей, плюс
стоимость активов. Формула упрощенная, но для понимания она подойдет. Если
бизнес генерирует в моменте убытки и еще есть обязательства по нему, то скорее
всего даже окупить свои вложения в него не удастся. Иногда бизнесы уходят
фактически за бесценок. Мы не можем отталкиваться от объявлений, которые
размещены на различных порталах. Эти цифры, как правило, далеки от реальной
статистики по сделкам. То есть, вовсе не значит, что бизнес покупают по цене,
которая заявлена. А реальную цену достаточно проблематично отследить в плане
статистики, потому что сделки проходят совершенно по-разному: где-то идет речь
о продаже доли, где-то проводят их по продаже чисто активов», – рассказал
Сергей Елин.
в 17:50