Бизнес в РФ следит за соблюдением интеллектуальных прав самостоятельно
«Системная защита прав на интеллектуальную собственность в нашей стране пока является заботой самого правообладателя. Предпринимательское сообщество сейчас должно по сути самостоятельно отлаживать механизмы контроля и выявления правонарушений в сфере интеллектуальных прав и работать с этим на регулярной основе», - отметил член Совета московской ОПОРЫ Андрей Крупский, комментируя информацию СМИ о том, что в торговых центрах есть точки, где доля контрафактных товаров доходит до 60% ассортимента и где общий оборот подделок превышает 25 млрд рублей в год в общей сложности.
Такие данные приводит "Интерфакс" со ссылкой на исследование юридической компании BrandMonitor.
Всего в России более 5 тысяч торговых центров. В каждом, в зависимости от метража, может быть от одного до 30 островков. В них часто продают игрушки, аксессуары для электроники, сумки и рюкзаки, косметику и парфюмерию.
Андрей Крупский напомнил, что следует различать понятия контрафакта и фальсификата. Контрафактная продукция может не представлять опасности для здоровья и жизни потребителя, но ее реализация нарушает права на интеллектуальную собственность других участников рынка.
«Органы государственной власти имеют полномочия и возможности по пресечению такой деятельности, но, как правило, они начинают разбирательства по инициативе того лица, чьи права нарушаются», - отметил А. Крупский.
По его словам, наиболее эффективно с точки зрения статуса обращаться в полицию, потому что распространение контрафактной продукции - это нарушение уголовного законодательства, если ущерб составляет более 250 тысяч рублей.
«Однако в бизнес-среде более распространено обращение в гражданский суд. Наша правовая система результативно помогает правообладателям. Диапазон компенсации, на которую может претендовать правообладатель, от 10 тыс до 5 млн руб. в зависимости от доказанного ущерба», - подчеркнул эксперт МГО «ОПОРЫ РОССИИ».
Другое дело, говорит А. Крупский, что в торговых центрах на островках работает преимущественно микробизнес.
«У них оформление отдельных точек может производиться на отдельные юрлица. В текущей практике мы неоднократно были свидетелями таких ситуаций, когда при предъявлении обоснованной существенной претензии от правообладателя предприниматель-нарушитель просто банкротился, так как он не то что 5 млн, он 1 млн рублей не мог погасить», - поделился представитель ОПОРЫ.
Проблема в том, отмечает А. Крупский, что издержки правообладателя на системную работу велики, а если даже была сделана контрольная закупка и пойман нарушитель, он легко уйдет от риска гражданской ответственности через процедуру банкротства юрлица.
С точки зрения развития законодательства тренд последнего времени - более серьезное отношение к защите своих интеллектуальных активов. Качественные подходы в этом направлении показывает Запад: именно европейские и американские бренды системно работают по защите, выявлению и привлечению к ответственности виновных лиц за использование товарных знаков.
По мнению А. Крупского, повышение уровня правовой культуры бизнеса дало бы возможность для развития правоприменительной практики в этой области.
в 16:20