Бизнес надеется на либерализацию уголовного законодательства

В 2015 году в России было замечено сильнейшее за последнее время давление уголовного законодательства на бизнес. Об этом говорится в проекте доклада уполномоченного при президенте по правам предпринимателей Бориса Титова, копия которого имеется в распоряжении РБК. По словам представителя аппарата бизнес-омбудсмена, доклад будет представлен президенту ориентировочно в конце мая.

Эксперты Московского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» подтверждают, что в последнее время бизнес-климат ухудшился, предприниматели стали все больше подвергаться прессингу со стороны контролирующих органов и силовых структур. Об этом представители «ОПОРЫ» рассказали в интервью ведущим деловым радиостанциям.

Алексей Каневский, председатель комитета по экономике Московского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» в интервью радиостанции Business FM:

– В какой-то момент, несколько лет назад, действительно ощущалась некая либерализация во взаимоотношениях между государством и бизнесом. Понятно, что в тяжелой экономической ситуации, когда государство вынуждено и очень серьезно занимается пополнением денег в бюджет, к сожалению, одним из источников такого пополнения государство почему-то опять выбирает бизнес. Поэтому количество проверок выросло. Мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда обращалось внимание на то, что надо снижать количество плановых проверок и информация о них должна быть прозрачной для бизнес-сообщества. Это вроде бы было сделано, но тут единомоментно выросло количество внеплановых проверок, и совокупно, по нашим ощущениям, их количество выросло.

Дмитрий Несветов, член Совета Московского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» в интервью радиостанции «Коммерсантъ ФМ»:

– Действительно, давление на бизнес усилилось. Сложившиеся взаимоотношения между властью и бизнесом строятся по модели «хищник и добыча», и сейчас такая расстановка усилилась. С чем это связано? Одна из причин – это глубокий экономический кризис, который объял реальный сектор. Кроме того, либерализация уголовного законодательства, начавшаяся порядка пяти лет тому назад, сошла на нет, и правоохранители вернулись к той логике, в которой действовали до изменений.

В прошлогоднем послании президент РФ Владимир Путин обращал всеобщее внимание на проблему давления уголовного законодательства на бизнес. В 2014 году было возбуждено порядка 200 тысяч уголовных дел, из которых только четверть дошла до суда. В свою очередь порядка 30 % дел из числа дошедших до суда развалились. В 2015 году эта тенденция усугубилась: дел возбуждено больше – 255 тысяч, и из них только 13–14 % доходят до суда. В 90 % случаев по экономическим статьям, когда суд принимает решение рассматривать уголовное дело, мера пресечения – это заключение под стражу. То есть все обещания, предложения и высказанные соображения по либерализации уголовного законодательства в экономической сфере проигнорированы.

Необходимо возвращаться в логику экономической либерализации 2011 года, нужно вернуть экономический подпункт в статью о мошенничестве, нужно запретить возбуждать уголовные дела всем правоохранительным органам без соответствующего поручения и решения налоговых органов. Мы же видим, что дела, не доходящие до суда, не имеют отношения к правопорядку, они связаны с недобросовестной конкуренцией и коррупцией. До тех пор пока власть не продемонстрирует волю, чтобы пресечь неправовые интересы, к сожалению, ничего не изменится.

Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам Московского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» в интервью радиостанции Business FM:

– Сейчас параллельно работают налоговые органы и органы внутренних дел. В Москве огромное количество запросов от сотрудников органов внутренних дел с требованием предоставить документы по финансово-хозяйственной деятельности за год, за три года, включая всех поставщиков, кредиторскую и дебиторскую задолженность, никак не связанных с проводимыми налоговыми проверками. По большому счету это является работой налоговой инспекции. Как было раньше? Прошла выездная налоговая проверка, доначислили налог предпринимателю, он проиграл суд с инспекцией – ставится вопрос о возбуждении уголовного дела. Такой порядок действовал до 2014 года, он был введен в рамках курса на либерализацию уголовного законодательства. Сейчас же у сотрудников органов внутренних дел нет даже обязанности привлекать сотрудников налоговых органов к участию в делах предпринимателей. Силовики на свое усмотрение отправляют запросы, собирают сведения. Из количества возбужденных уголовных дел до суда в среднем доходит не более 10-12 %, остальные уголовные дела закрываются. При этом подавляющее большинство предпринимателей, в отношении которых были возбуждены уголовные дела, потеряли свой бизнес. В 2015 году этот режим показал себя наиболее рьяно. Параллельно с этим налоговые органы увеличивают «средний чек» по налоговым доначислениям. Совокупность этих факторов: то есть давление со стороны налоговых органов, которые ввели новую систему, когда по цепочкам контрагентов просматривается НДС, плюс запросы сотрудников органов внутренних дел, тяжелая экономическая ситуация – дает очень существенное давление на бизнес. На фоне всего этого мы видим, к сожалению, что многие небольшие предприятия закрываются.

Титов помимо представления ежегодного доклада президенту собирается предложить пакет поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы для снижения уровня уголовного преследования бизнесменов.

Также бизнес-омбудсмен планирует предложить президенту изменить систему дознания и предварительного следствия. Для этого Титов предлагает передать расследование всех преступлений по экономическим статьям УК РФ в один правоохранительный орган (сейчас этим занимаются МВД, Следственный комитет и ФСБ).