Аналитики ЦБ спрогнозировали рост роли «челночного» бизнеса в России
В апрельском выпуске бюллетеня Банка России «О чем говорят
тренды» аналитики ЦБ сделали прогноз о росте роли челночного бизнеса в условиях
сохраняющихся ограничений, особенно в потребительском сегменте.
Руководитель московской ОПОРЫ Дмитрий Несветов в интервью
радио «Говорит Москва» отметил, что ожидать всплеска челночного бизнеса в России,
как в 90-е годы, не стоит.
«Во-первых, валютный, пограничный, таможенный контроль
сегодня гораздо более жесткий, чем 30 лет назад. В Российской Федерации образца
90-х весь этот контроль, был, мягко говоря, не сплошным. Поэтому вопрос, каким
образом это осуществлять чисто практически, особенно в приграничных регионах в
общем не возникал. И челночный бизнес технически было довольно несложно
организовать при определенном опыте и наборе инфраструктурных элементов. Сейчас
ничего подобного нет. Пандемия показала, что границы могут возводится в любой
момент по любому поводу для кого угодно. Во-вторых, следует учитывать, что
принципиально изменилась логистика разного рода товаров для потребительского
рынка. Сегодня даже в Юго-Восточной Азии, в Турции той стихийно и хаотично выстроенной
инфраструктуры 90-х гг. уже нет. Способы перевозки, движения товаров через
границы и по территориям стран, хранения этих товаров изменились. Представить
себе сегодня, что челноки могли бы обеспечить существенный сегмент поставок
товаров в России из-за рубежа, просто невозможно», – считает Дмитрий Несветов.
При этом, по словам Д. Несветова, наша страна оказывается в
экономической изоляции, которая вряд ли будет выборочной, и малый и средний
бизнес как наиболее гибкий, скорее всего, будет искать способы продолжить
функционировать и зарабатывать в сложившейся ситуации, искать бреши в созданных
преградах, так что не исключено возникновение небольших посреднических
внешнеторговых компаний, которые будут заниматься импортом.
«Ограничений будет очень много, и к этому нужно быть готовым. Малые посреднические фирмы, возможно, будут иметь больше путей и способов для выстраивания логистических цепочек, чем крупные игроки. Но и им это дастся непросто. Я с большим трудом себе представляю даже небольшую фирму, которая разовыми партиями в чемоданах будет завозить микрочипы для гаджетов или прочих IT устройств, например. В целом, эта ситуация отбрасывает нас назад. Возникают риски ухода в «серые» зоны относительно текущих и будущих ограничений. Однако сегодняшняя ситуация не имеет ничего общего с челночным бизнесом, который был в 90-е, и о котором прозрачно намекают авторы этого бюллетеня», – подчеркнул Дмитрий Несветов.
в 15:30