В условиях кризиса надо меньше экспериментировать и больше поддерживать бизнес: эксперт о реформе киосков в Москве

«Эксперимент Правительства Москвы по продаже права осуществления торговой деятельности в нестационарных торговых киосках столицы через электронный аукцион плох не сам по себе: предпринимательское сообщество смущает то, что эта инициатива фактически была разработана и внедрена чиновниками без учета мнения бизнеса» – такую точку зрения в беседе с корреспондентом ИА REGNUM высказал председатель Комитета по потребительскому рынку Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ Сергей Рак.

13 марта в Департаменте города Москвы по конкурентной политике сообщили, что в качестве эксперимента объявлены электронные аукционы по семи нестационарным объектам торговли в Центральном административном округе (Якиманка, Красносельский, Таганский, Мещанский и Басманный районы). Стартовал прием заявок для участия в торгах: они принимаются с 13 марта по 13 апреля 2015 года. Потенциальным арендаторам предлагается рассмотреть предложения по шести нестационарным объектам с назначением «Мороженое» и одному – «Хлеб». Площадь киосков составляет от 6 кв. метров до 8 кв. метров.

«Пилотный проект властей Москвы реализуется в целях совершенствования и прозрачности порядка размещения нестационарных торговых объектов и в рамках единой политики архитектурно-художественного облика города, – заявили в ведомстве. – Новый порядок сдачи в аренду нестационарных торговых площадей должен способствовать повышению инвестиционной активности субъектов малого предпринимательства в рамках выполнения мероприятий Плана обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности города Москвы в 2015 году».

Руководитель департамента Геннадий Дегтев пояснил, что победителям просто нужно завезти продукцию и начать работу. Договор между городом и предпринимателем будет заключен сроком на пять лет.

«Стартовая аукционная цена определена, исходя из места положения торговых объектов, и составляет от 26,7 и 37,4 тысяч рублей ежемесячно. «Шаг аукциона» установлен в размере пяти процентов от начальной цены аукциона. Участники будут торговаться за размер ежемесячной платы», – уточнил Г. Дегтев.

«Странно то, что о начале этого эксперимента мы узнаем из прессы, – сообщил, в свою очередь, представитель московской ОПОРЫ Сергей Рак. – Мы уже год направляем запросы в префектуры и в департаменты, с просьбой сообщить, какие изменения будут вноситься в постановление Правительства Москвы от 3 февраля 2011 г. №26-ПП («О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности»). Это, фактически, «конституция» мелкой розницы в Москве. Ответа мы так и не получили, только туманные обещания. Мы, со своей стороны, хотели хотя бы посмотреть на эти документы, прежде чем они будут подписаны, чтобы не получилось так, как с законом о торговом сборе… Предприниматели хотели обсудить этот проект с властями, но в результате их вновь просто поставили перед фактом».

По словам Сергея Рака, формальные требования к организации электронных торгов соблюдаются, но аукционы будут проводиться не в соответствии с постановлением №26-ПП, а согласно совсем свежим документам: постановлению Правительства Москвы от 11 марта 2015 г. №110-ПП «О проведении в городе Москве эксперимента по размещению нестационарных торговых объектов на основании договора на осуществление торговой деятельности (оказания услуг)» и распоряжениям Департамента городского имущества Москвы от 12 марта.

«Такое ощущение, что авторы этого эксперимента просто хотят запутать «противника», то есть владельцев киосков, – рассказал эксперт. – К нам обращаются предприниматели с сообщениями о том, что у них заканчиваются договоры, и они не знают, как работать дальше».

Сергей Рак отметил, что эксперимент рискует оказаться таким же малоэффективным, как проект установки вендинговых автоматов на улицах Москвы: планы установки чуть ли не десятков тысяч таких автоматов обернулись созданием небольшой сети киосков-роботов «Всё сам», при том, что бизнес был готов развернуть гораздо более обширную сеть, и ряд предпринимателей даже закупили оборудование.

«Речь в рамках нынешнего эксперимента идет о семи объектах, а договоры заканчиваются у тысяч предпринимателей, и десятки тысяч работников могут потерять свои места, – подчеркнул он. – В период кризиса власти могли бы подумать об этом. Сейчас нас больше волнует не этот эксперимент, а будущее тех, кто законно работает, вложил большие деньги в бизнес и исправно платит налоги, которых лишится бюджет города».

По словам эксперта, малый бизнес обеспокоен тем, что арендные ставки в новых киосках, вместе с торговым сбором, будут непосильной ношей для объектов, торгующих не самым дорогостоящим товаром – мороженым и хлебом. Исходя из начальной ставки торгов (а ведь она может и вырасти в ходе аукциона), аренда, вероятно, обойдется в 300-400 тысяч рублей в год, не считая торгового сбора. В этом случае вряд ли оправдает себя даже экономия на оборудовании, о которой говорят авторы эксперимента.

«Сам по себе электронный аукцион – неплохая вещь, но в нынешних условиях это капля в море. А экономическая ситуация сейчас такова, что стоило бы подумать не об экспериментах, а о реально существующих рабочих местах», – резюмировал С. Рак.