В Общественной палате Москвы обсудили «торговые сборы»

8 декабря в Общественной палате г. Москвы прошло расширенное заседание Комиссии по развитию предпринимательства. В заседании приняли участие заммэра Москвы по вопросам экономической политики Наталья Сергунина, руководитель Департамента экономической политики и развития г. Москвы Максим Решетников, руководитель Департамента торговли и услуг г. Москвы Алексей Немерюк, председатель Комитета по франчайзингу Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ Сергей Рак и представители бизнес-сообщества столицы. Встреча была посвящена обсуждению закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым с июля 2015 года в Москве могут быть введены так называемые торговые сборы, которые распространятся на объекты нестационарной торговой сети и объекты стационарной торговой сети с торговыми залами и без.

На заседании было предложено установить базовую ставку «торгового сбора» в размере 200 рублей за 1 кв. м в год для объектов стационарной и нестационарной торговли, площадью до 50 кв. м. Фиксированный обязательной платеж для торговых объектов будет взиматься с 1 июля 2015 года ежеквартально, также он будет включен в счет налога на прибыль или в счет платежа по упрощенной системе налогообложения, например, в стоимость патента (стоимость патента для стационарной торговли составляет 120 тыс. руб. в год, для нестационарной 162 тыс. руб. в год).

Как пояснила на заседании заммэра по вопросам экономической политики Наталья Сергунина, данная ставка будет принята сроком на 2 года. По ее словам, цель нового сбора – вывести из «латентного» состояния неплательщиков налогов, а не получить прибыль, поэтому в нынешних экономических условиях логично ввести минимальную ставку, чтобы для законопослушных предпринимателей финансовая нагрузка была невысокой.

«У нас задача не дополнительно обложить бизнес, а сделать так, чтобы платили те, кто сейчас не платят», – отметила она.

Сумма «торгового сбора» будет варьироваться в зависимости от площади торгового объекта (объект стационарной и нестационарной торговли до 50 кв. м, объекты свыше 50 кв. м, розничные рынки и торговые склады).

Для объектов до 50 кв. м также будет введена дифференциация в зависимости от размещения – Центральный административный округ, районы за МКАДом, остальные районы. В правительстве Москвы предложили не облагать в будущем году «торговым сбором» склады (их эта мера может коснуться с 2016 года).

Наталья Сергунина пояснила, что столица не будет регулировать «торговый сбор» городским законом – будут приняты внутриведомственный документ ФНС и акт правительства Москвы. По федеральному закону, «торговые сборы» вводятся в трех субъектах Российской Федерации – в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, при этом каждый из трех городов должен самостоятельно определить и принять региональную ставку.

«Вместе с тем, в начале 2015 года ФНС и правительство Москвы определят орган, администрирующий «торговый сбор», – сказала Сергунина.

Руководитель Комитета по франчайзингу Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ Сергей Рак, в свою очередь, отметил, что общая сумма сборов с объектов розничной торговли составит около 17 млрд. рублей в год, при этом 50% от этой суммы дадут объекты в гипермаркетах и супермаркетах, еще 41% – магазины площадью более 100 кв. м и только порядка 9% от общей суммы торговых сборов придется на магазины площадью менее 50 кв. м, включая аптеки, торговые павильоны, киоски печати.

«Учитывая, что сборы взимаются с единицы торговой площади, налоговая нагрузка на 1 кв. м небольшого объекта будет в 3–6 раз выше, чем сборы с квадратного метра для магазинов с торговой площадью более 50 кв. м», – пояснил Сергей Рак.

Для обеспечения справедливых условий налогообложения объектов торговли и принимая во внимание дефицит торговых объектов шаговой доступности в Москве, руководитель Комитета по франчайзингу предложил установить нулевую ставку сбора для объектов с площадью торгового зала менее 50 кв. м.

«Введение новой финансовой нагрузки в виде «торгового сбора» никак не повлияет на цены на продукты», – считает глава Департамента экономической политики столицы Максим Решетников.

«У нас сейчас работающий бизнес тратит в среднем 2 тыс. рублей с квадратного метра, мы устанавливаем ставку 200 руб. с квадратного метра, то есть в 10 раз ниже. Реально в этот режим попадает 5, максимум 10% фирм, которые сейчас вообще ничего не платят. Они никакого влияния на рынок не оказывают», – заметил он.

По словам Решетникова, роль налоговой нагрузки в формировании цены минимальная. «Да, у нас есть ускорение инфляции, но не в связи с ростом издержек, а в связи с валютными рисками и процентами по кредитам. То есть риск связан с теми факторами, к которым город никакого отношения не имеет», – подчеркнул глава Департамента экономической политики города.