Усилить контроль на алкогольном рынке

         Московская городская Дума представила на рассмотрение Государственной Думы  законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и в статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

         Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, необходимость внесения изменений в указанные документы продиктована недостаточной действенностью существующих механизмов контроля за оборотом алкогольной продукции. По сведениям авторов законопроекта, это приводит к увеличению доли производства и продажи нелегальной алкогольной продукции и, как следствие, к росту смертности от ее употребления и росту преступности в данной сфере.

         Законопроектом предлагается дополнить закон № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащем продукции» статьей 23 о порядке проведения проверок юридических лиц на предмет соблюдения обязательных требований к лицензируемым видам деятельности.

         Так, согласно положениям данной статьи, плановые проверки юридических лиц смогут проводиться уполномоченными органами государственного контроля (надзора) в пределах их компетенции и не более одного раза в два года. Предметом плановой проверки будет являться соблюдение обязательных требований к лицензируемым видам деятельности.

Внепланово – помимо соблюдения тех же обязательных требований – юридические лица могут быть проверены на предмет выполнения предписаний уполномоченных органов госконтроля, а также на предмет проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде; по обеспечению безопасности государства; по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий причинения такого вреда. Среди оснований для проведения внеплановой проверки значатся: контроль за исполнением предписания об устранении выявленных нарушений и (или) решения о приостановлении действия лицензии; истечение срока приостановления действия лицензии; поступление в уполномоченные органы госконтроля (надзора) информации о фактах различных нарушений, допущенных юридическим лицом и др.

         Кстати, в тексте законопроекта оговорено, что «жалобы, обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в уполномоченный орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки».

        Что касается 294-ФЗ, то предложение по изменению его содержания заключается в следующем: предусматривается внесение дополнения в часть 4 статьи 1 («Сфера применения настоящего федерального закона»). Оно установит норму, позволяющую регулировать «особенности организации и проведения проверок при осуществлении государственного контроля в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения», другими федеральными законами, то есть законом № 171-ФЗ.

         По мнению авторов законопроекта, «положения Федерального закона № 294-ФЗ неприемлемы для осуществления государственного контроля на алкогольном рынке, так как субъекты Российской Федерации, на которые возложена эта обязанность, не могут реализовать ее в полной мере».

        Документ призван «способствовать выполнению поручений Президента России Дмитрия Медведева о необходимости изменения ситуации в алкогольной отрасли в целях защиты жизни и здоровья населения» и «не допустит ослабления государственного регулирования в данной сфере», сказано в пояснительной записке.

      В настоящее время законопроект направлен в Комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству.

      Пресс-служба Московского отделения "Опоры России"

   в 08:10