Торговые сети опутают подземку

«Устраивать в подземных переходах предприятия, например, общепита, на мой взгляд, достаточно рискованно – аренда высокая, условия довольно жестокие – а пойдет ли потребитель?» – задается вопросом руководитель Комитета по франчайзингу МГО ОПОРЫ РОССИИ Сергей Рак.

Напомним, что до конца года подземные переходы отдадут сетевым кафе и салонам связи. Как сообщает источник в Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, занять места в подземках уже выразили желание магазины «МегаФона», «Евросети», кофейни сетей «Шоколадница» и «Кофе Хауз», а также аптечные киоски сети А5. По мнению инициаторов, существующие павильоны будут расширены для того, чтобы вмещать посетителей, однако это не будет мешать общему пассажиропотоку.

По словам Сергея Рака, на сегодняшний день ставка арендной платы достаточно высока, например, в раскрученных торговых центрах она может составлять от 400 до 500 долларов за квадратный метр в месяц. В метрополитене поток людей больше, место привлекательнее для развития бизнеса, поэтому и арендная ставка будет намного выше.

«Что касается кофеен, не стоит забывать, что помимо кухни, места для хранения продуктов, потребуется еще и пространство для посетителей, что значительно увеличит само помещение и, соответственно, возвысит арендную ставку», – отметил он. Для примера представитель МОСОПОРЫ рассказал о том, что для нормального функционирования палатки «Стардог!s» достаточно 6 квадратных метров, если еще потребуется павильон для посетителей, метраж может увеличиться до 20, таким образом, аренда в месяц составит не меньше 400 тысяч рублей.

«Это верхний предел, который ограничит круг предпринимателей, тем более что места будут разыграны на аукционе, а это также потребует дополнительных вложений», – заметил С. Рак.

Помимо высокой аренды, предприятия могут столкнуться и с другими проблемами: отсутствие канализации, вентиляции, проточной воды, слабая электроэнергия – все это сильно осложнит работу кафе, поэтому, как оптимальный вариант, это, скорее всего, будут точки быстрого приготовления и выдачи кофе.

На вопрос, что можно посоветовать предпринимателям, которые работают в подземных переходах сейчас, Сергей Рак сказал: либо закрывать свой бизнес, либо приспосабливаться к новым условиям, потому что на сегодняшний день наверху возможности для малого бизнеса практически исчерпаны, просто нет небольших помещений: нестационарные объекты торговли закрывают, а другие – выставляют на торги.

«Поскольку на улице мест практически нет, будем внимательнее изучать все предложения по развитию торговли под землей, надеюсь, места будут доступны, а цены урегулированы», – заключил эксперт.