Предприниматели просят легализовать онлайн-торговлю алкоголем

Как сообщили в пресс-службе ведомства, Росалкогольрегулирование готово поддержать легализацию онлайн-продажи алкоголя. Участники рынка уже представили РАР свои предложения по регулированию продажи алкогольной продукции через интернет. Соответствующее письмо подготовила ОПОРА РОССИИ и подписали главы Союза и Комитета производителей алкогольной продукции, Союза виноградарей и виноделов России и содружества производителей фирменных торговых марок «РусБренд». Руководитель комитета по экономике московского отделения ОПОРЫ РОССИИ Алексей Каневский ответил на вопросы «Коммерсантъ FM».

— Почему вы подняли эту тему сейчас? Чем объясняете необходимость регулирования торговли через интернет?

— Главное опасение было связано с тем, что через интернет мог продаваться некачественный алкоголь. Другой вопрос — через интернет возможно нарушение времени продажи алкоголя. И та, и другая ситуация вполне себе регулируются и проверяются. Поэтому здесь, на наш взгляд, опасности никакой нет. С другой стороны, разрешение на продажу алкоголя онлайн дает возможность, в том числе и небольшим предпринимателям подключиться к этой сфере деятельности, что в наше время весьма и весьма позитивно.

— Как ваша инициатива меняет сложившуюся ситуацию с интернет-торговлей?

— Сейчас существует запрет на продажу алкоголя через интернет по причине, которую я озвучил. На наш взгляд, очень легко администрировать такую продажу, потому что заказчик алкоголя в интернете — это всегда неопознаваемое лицо, и очень легко одним звонком проверить, выполняются ли нормы продажи через интернет, соответствует ли лицензии, имеющейся у организации. Организация должна быть абсолютно прозрачной, белой, иметь лицензию и все документы. Время продажи тоже регламентируется, потому что заказ можно сделать, условно говоря, в любое время, но получить его в то время, когда оно соответствует разрешенным нормам. Все легко администрируется. Поэтому, на мой взгляд, Росалкогольрегулирование и не против такой инициативы.

— То есть запрет есть на продажу, но, тем не менее, на практике алкоголь продается через интернет?

— На практике алкоголь продается. К сожалению, бороться с этим значительно сложнее, если эта сфера деятельности будет находиться по-прежнему в «серой» зоне. Лучше это легализовать и нормально администрировать.

— Как можно отследить легальность торговли алкоголем?

— Это можно какими-то проверочными звонками, так же как это делается при проверке небольших магазинов. Но там требуется еще более сложное администрирование. Туда надо физически приходить, смотреть на это. А здесь можно просто понять: сделать такой заказ. Если он не соответствует нормам, то такая организация будет незамедлительно лишена права на продажу алкоголя или лишена лицензии.

— Как будут отслеживаться те, кто покупает этот алкоголь, дабы исключить несовершеннолетних?

— Здесь ситуация сложнее. Но, например, курьер, который будет доставлять, по-прежнему имеет не право, а обязанность проверять паспорт того, кто получает этот алкоголь. Это фактически продавец.

— Это будет работать на практике?

— Мы с вами говорим о том, что нарушения происходят повсеместно. Если думать об этом, то, конечно, всякого рода нарушения как были, так и будут, но они ничуть не увеличатся. И сейчас при продаже алкоголя, например, с прилавка мы с вами не убеждены, что у каждого покупателя проверяют паспорт, хотя и обязаны. В этом смысле ничего не меняется, то есть по-прежнему продавец, физический продавец приезжает к вам, он обязан проверить все документы.

— Вы просчитали все риски своей инициативы?

— На наш взгляд, дополнительных рисков не возникает, но возникает достаточно большое количество компаний, которые были бы в этом заинтересованы, а это все-таки некий воздух для малого и среднего предпринимательства, плюс, конечно, и поступление налоговых сборов в бюджет.

— Росалкогольрегулирование заявило, что готово поддержать легализацию онлайн-продажи алкоголя. Как это дальше сейчас будет действовать? То есть они заявили, что готовы, и что дальше?

— Должна быть какая-то законодательная инициатива, она должна сейчас пройти и выйти в виде подзаконного акта, видимо, или еще какого-то регламентирующего документа. Тогда организации, которые с точки зрения электронной платформы готовы к такой продаже, могут начать торговлю. Какой-то дополнительной сложности в этом нет, потому что на самом деле это все уже существовало не так давно.

— Как вы считаете, кто будет против этой инициативы?

— Меня, кстати, приятно удивило, что Росалкоголь поддержал, но, естественно, проверяющие органы должны быть против, потому что это некая нагрузка на администрирование такой деятельности. Может быть, большее количество проверяющих, может быть, большее количество трудозатрат по проверке таких организаций, но, на мой взгляд, проверить организацию, торгующую в интернете значительно легче, чем проверить мелкие магазины, которые расположены в регионах или на окраинах Москвы, поэтому какой-то революционной сложности не представляется. Но, конечно, фискальные органы будут до конца стоять и будут против.

— Но вы готовы к этому противодействию?

— Естественно, потому что результат может быть значительно позитивнее, чем борьба за такой результат.