Предприниматели научились приспосабливаться к новым условиям

«Изоляция страны, два этапа девальвации и снижение покупательского спроса подкосили малый бизнес, но за последние полгода он научился приспосабливаться к новым условиям», – так член Совета Московского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Дмитрий Несветов прокомментировал результаты опроса предпринимателей, проведенного в июне Альфа-банком. Согласно полученным данным, летом 2016 г. предприниматели более позитивно оценивают экономическую ситуацию в России и будущее своего бизнеса по сравнению с ноябрем 2015 г., сообщает газета «Ведомости».

В опросе приняли участие 2554 предпринимателя, в том числе индивидуальных, с выручкой до 350 млн руб. в год.

«Ведомости» пишут, что в 2016 г. стало больше компаний, у которых выросли прибыль и количество клиентов, отмечают исследователи. 45% предпринимателей уверены, что добьются намеченных результатов. Пополнились ряды компаний, планирующих увеличить обороты и выйти на новые рынки, – сейчас их 46%. Предприниматели адаптируются к новым экономическим условиям – планируют поменять бизнес-модель (25%), сферу деятельности (23%), выйти на другую аудиторию (4%) и увеличить инвестиции (2%), согласно опросу. А закрыть бизнес, если он не выйдет на запланированные результаты, собираются 10%, и только 1% в этой ситуации уйдет на пенсию или уедет из страны.

«У предпринимателей из разных отраслей я вижу не рост позитивных настроений, а лишь снижение раздражительности благодаря привыканию к трудным условиям», – отметил Д. Несветов в интервью «Ведомостям».

В 2016 г. многие компании отметили положительное влияние санкций на бизнес. 55% респондентов сообщили о росте прибыли. 14% радуются, что у них появилась возможность экспортировать свои товары. 12% сказали, что санкции заставили их мобилизоваться и больше работать. А 8% на фоне снизившейся конкуренции (благодаря, например, продовольственному эмбарго) подняли цены, пишут «Ведомости».

«Снижение конкуренции – нездоровый драйвер развития. Цены повысили гораздо больше тех 8% предприятий малого и среднего бизнеса, которые опросил Альфа-банк. Главное препятствие развитию малого бизнеса – отсутствие инвестиций и невозможность планировать дальше чем на два-три месяца вперед», – уверен представитель московской «ОПОРЫ РОССИИ».