Повод найдется?

«Принятый Госдумой закон возвращает бизнес в полудикие времена, когда каждая структура, имея сверхполномочия, могла «отщипнуть кусочек». К сожалению, либерализация налогового контроля бизнеса, произведенная Дмитрием Медведевым, фактически нивелирована принятым документом. По сути, порядок, который утвержден, практически ничем не отличается от системы, существовавшей до 2009 года, которая была признана абсолютно неэффективной, коррупционной и деструктивной и по отношению к бизнесу, и по отношению к бюджету РФ и отменена». Такую оценку поправкам в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), меняющим порядок возбуждения дел о налоговых преступлениях, дал председатель Комитета по налогам московской ОПОРЫ Сергей Зеленов.

Напомним, что Госдума вернула следователям право возбуждать дела о налоговых преступлениях без учета мнения налоговиков — при наличии «повода и достаточных оснований».

Сергей Зеленов напомнил, что аналогичная система действовала до 2009 года.

Тогда, утверждает эксперт, сотрудники органов внутренних дел располагали внушительным количеством инструментов для давления на бизнес.

На практике, как отмечает С. Зеленов, не редки были случаи, когда обращения оперативников в ту или иную компанию носили характер проведения проверки на основании не объективных данных, каковыми, к примеру, являются результаты налоговой проверки, а всякого рода агентурных записок и анонимных сведений.

«Бизнес из-за действий органов внутренних дел фактически приостанавливался. Когда руководителю говорили о возможной уголовной ответственности, компания не могла эффективно работать, на предпринимателя всячески давили, чтобы он откупился или предприятие ушло с рынка, если это были происки недобросовестных конкурентов», – рассказывает Сергей Зеленов.

По статистике, до 2009 года количество возбужденных уголовных дел в десятки раз превышало количество дел, дошедших до суда. Председатель Комитета по налогам Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ комментирует эту ситуацию следующим образом:

– Большинство уголовных дел возбуждалось не на основании каких-то объективных фактов, а на основании желания конкретных коррумпированных сотрудников получить денежные средства, либо имели место так называемые заказные дела, когда недобросовестные предприниматели пытались устранить своих конкурентов.

По словам представителя МГО ОПОРЫ РОССИИ, возможность возбуждения уголовных дел без учета мнения налоговых органов не приведет к резкому пополнению бюджета.

«Не стоит забывать, что основным показателем эффективности работы следственных органов и органов внутренних дел является количество возбужденных уголовных дел, но ни в коем случае не количество возвращенных в бюджет денежных средств, как, например, в случае с налоговыми органами», – пояснил Сергей Зеленов.

В заключение эксперт подчеркнул, что возвращение правоохранительным органам права возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям приведет к массовому уходу бизнеса в тень, распространению коррупционных схем и возвращению такого явления, как «крышевание».