Потребитель должен знать нарушителя в лицо

«Несомненно, москвичи должны знать о нарушениях, выявляемых уполномоченными контролирующими органами при проверке магазинов, в которые ходят жители и гости столицы» – такого мнения придерживается руководитель Комиссии по мелкорозничной торговле Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ Татьяна Родичева.

Напомним, что теперь итоги проверок московских магазинов будут ежемесячно публиковать в СМИ. С такой инициативой выступил на оперативном совещании в мэрии Сергей Собянин.

По его мнению, москвичи должны знать о нарушениях и штрафах тех магазинов, в которые они ходят. Поэтому он обратился к руководству столичного Департамента торговли и услуг с просьбой публиковать информацию о проверках Роспотребнадзора.

«Посмотреть срок годности, оценить состав и внешний вид приобретаемых продуктов, сравнить соответствие ценника реальной цене – это под силу каждому покупателю, посещающему то или иное торговое предприятие. Но есть ряд факторов, влияющих на качество реализуемых товаров, о которых простой потребитель, как правило, просто не знает», – рассказала Татьяна Родичева.

Как сообщила эксперт, случаи неудовлетворительного санитарно-технического состояния помещений, неправильно работающего холодильного оборудования, несоблюдения температурных условий хранения продуктов и другие нарушения, выявляемые специалистами при проверках, непосредственно влияют на качество товаров и, следовательно, на здоровье потребителей.

По ее словам, с 2012 года проверки торговых предприятий специалистами Роспотребнадзора осуществляются в соответствии с Административным регламентом проведения проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.11.2011 N 1372н.

Сотрудники Роспотребнадзора оформляют акт о проведенной проверке и в случае выявления нарушений выдают предписание об их устранении проверяемому лицу.

В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием, в течение 15 дней ИП или юридическое лицо может их обжаловать, представив документы, подтверждающие обоснованность возражений. Если выявленное нарушение установлено, не оспаривается предпринимателем, который готов его исправить, необходимо установить разумные сроки для устранения. Действующим Регламентом проверок это предусмотрено.

«Возможность отстаивать свои права, доказывать правомерность действий на этом этапе для малого предпринимателя очень важна, потому что не исключаются случаи субъективного подхода со стороны сотрудников контролирующих органов при проведении проверок», – пояснила Татьяна Родичева.

«Каждый – и предприниматель, и потребитель, и контролер – знает, что лучшая тактика – это профилактика. Наличие грубых нарушений при организации торговли – это следствие, которое, прежде всего, связано с состоянием конкурентной среды в этой сфере», – продолжила она.

В соответствии с Регламентом проверок информация о результатах размещается на официальном сайте Роспотребнадзора не позднее пяти рабочих дней со дня подписания акта проверок, после чего у предпринимателя есть возможность снять необоснованные с его точки зрения претензии и исправить допущенные нарушения. Также предприниматель вправе обратиться в судебные инстанции в защиту своих законных прав и интересов.

«При размещении информационных материалов о проверках в СМИ важно, чтобы до потребителя доводились окончательные итоги, а не промежуточные результаты проверок. Ведь потребитель должен знать не только нарушителей, но и добросовестных предпринимателей, которых немало», - сказала в заключение Татьяна Родичева.