Новый закон о размещении мелкорозничной торговли

                                          
     Ситуацию, связанную с размещением мелкорозничных объектов в городе, обсудил  Общественно-экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при мэре и правительстве Москвы, прошедший 20 октября в Центральном доме предпринимателя.
Открывая заседание, председатель Совета Александр Иоффе,  отметил, что в городе в целом создана уникальная система поддержки малого предпринимательства, однако это не отменяет проблем малого бизнеса, но при анализе положения дел важно учитывать удельный вес проблем – внешних, связанных с правовыми вопросами и правоприменительной практикой, конъюнктурой рынков, экономической политикой в стране и за рубежом, и внутренних, проистекающих зачастую от невысокой грамотности менеджмента малых компаний.

   Сегодня до 15% затрат малых предприятий связаны с преодолением  административных барьеров, но никто еще не подсчитал, сколькими процентами исчисляются их издержки, связанные с постоянным повышением тарифов на услуги естественных монополий. «Очевидно, что в 2010-ом году, несмотря на усилия по сдерживанию тарифов, они снова поднимутся на 15-20%, и это отразится на других  отраслях. Остро стоит проблема ЕСН. Эксперты уже подсчитали, что налоговая нагрузка на предприятия, платящие налоги по УСН, возрастёт в 2,5 раза, а на те, что платят по обычной схеме, – всего на 1,5%, что несправедливо», - указал А.Иоффе.

   Откровенно разрушительной выглядит идея Минфина насильственно перевести на УСН предприятия с годовым оборотом до 60 млн рублей. Те, кому УСН невыгодна, будут при осуществлении этой идеи выкинуты с рынка, считает А.Иоффе.

   В свою очередь исполнительный директор московского отделения ОПОРЫ РОССИИ Алексей Даутов, обозревая проблемы мелкорозничных объектов в городе, заявил, что проблема заключается в системе проведения конкурса на размещение объектов.

    «Нет единого стандарта проведения конкурса, в каждой префектуре своя  процедура, в результате чего конкурс выигрывают аффилированные структуры. Правовое поле недостаточно защищает интересы предпринимателя, создаёт условия для чиновничьих злоупотреблений. УФАС по городу Москве возбуждает административные дела, обращается в суд, но общая ситуация мало меняется», - заметил А.Даутов.   Среди наиболее частых злоупотреблений – недостаточное информирование
предпринимателей об условиях конкурса, фактически сокрытие информации на сайтах (помещение их в раздел, который сложно найти), отсутствие единого стандарта конкурсной документации, единого регламента отбора членов конкурсной комиссии.

   «Не менее 35% в комиссии должны составлять члены общественных  организаций», - предложил А.Даутов. Проблему представляет и отсутствие свободного прохода в помещение, где проводится конкурс, невозможность получить протокол заседания или его видеозапись. Критерии отбора победителей конкурса запутанны и неясны, а процедура отмены коррупционного решения так громоздка, что фактически бессмысленна для предпринимателя, у которого подобные  конкурсы отбирают место для торговли.

   «Нужно системное решение по всему городу, унификация процедур с тем, чтобы все они, в конце концов, сделались прозрачными и честными», - предложил А.Даутов.

   Член Общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при мэре и правительстве Москвы, предприниматель Александр Дударенко обозначил дилемму между соблюдением санитарных норм и достаточным количеством торговых точек в городе.   «Нужны ли нестационарные объекты? Безусловно, но постепенное снижение их количества неизбежно должно проводиться. Каждый год выставлять на конкурс места обременительно для бизнеса. Добросовестные предприниматели должны иметь право автоматически занимать свои исконные места. Если предприниматель недобросовестен, должен проводиться конкурс», - считает А.Дударенко.

    Генплан, по его мнению, должен определить места для размещения нестационарных объектов торговли более тщательно. К сожалению, Федеральный закон №94-ФЗ недостаточно определяет порядок проведения тендеров на размещение подобных объектов, в результате чего аффилированные с чиновниками префектур структуры имеют значительные
конкурентные преимущества.   «Предприниматель «с улицы» места никогда не получит, мы это многократно проверяли. Конкурсы проводятся в закрытом режиме, общественность туда не допускается. Что касается ярмарок «выходного дня» - на них торгуют в основном перекупщики, те же самые аффилированные структуры беспрепятственно покупают право торговли», - отметил А.Дударенко. Он предложил проверять, есть ли у победителей конкурсов соответствующее оборудование, а также ввести запрет на торговлю шаурмой и жареными курами на нестационарных объектах. Торговля алкоголем должна, по мнению А.Дударенко, производиться не в бутылочной таре во избежание травм.

      Заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы Валентина Варфоломеева предложила совместными усилиями создать такой законопроект о мелкорозничной торговле, который будет соответствовать федеральным нормам и удовлетворит и интересы предпринимателей.   «Данный законопроект может включать в себя норму об отмене конкурсов для добросовестных предпринимателей, уточнение нормы о внешнем виде объекта мелкорозничной торговли. Главное для нас – благо общества. », - заметила В.Варфоломеева.  Она призвала создать рабочую группу по созданию законопроекта «О  порядке размещения мелкорозничных объектов в городе Москве», подобно
тому, что уже действовал в период с 1994-го по 1999-ый гг. Такой законопроект наделил бы соответствующими полномочиями муниципалитеты города, принудил бы предпринимателей нести ответственность за качество продукции, навёл бы порядок с торговлей  «быстрым питанием».

         Членами ОЭС было решено создать рабочую группу по разработке нового закона г.Москвы о размещении мелкорозничных объектов.

          Пресс-служба Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ по материалам СМИ

   в 00:16