Новый формат бизнес-ланчей на колесах – реальная альтернатива или очередная фантазия?

«Пока не до конца понятно, что будут представлять собой так называемые передвижные кафе: будет ли это действительно новый формат общественного питания в виде мобильных кафе-ресторанов на базе современных автотранспортных средств или пункты быстрого питания в формате автобуфетов наподобие тех, которые существовали и ранее, но с началом реализации программы правительства Москвы по ликвидации мелкорозничной торговли, были упразднены», – рассуждает руководитель Комиссии по мелкорозничной торговле МГО «ОПОРА РОССИИ» Татьяна Родичева.

Напомним, что представителями московской власти была высказана идея о развитии нового формата услуг общественного питания в городе.

Как рассказал газете «Известия» глава столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк, в рабочие дни в обеденное время автокафе будут приезжать в центр, а не позднее 16. 00 – отправляться обратно на стоянки. Власти будут требовать от передвижных кафе аккуратного внешнего вида и качественной недорогой еды. Предполагается, что в фургонах будут продавать хот-доги, пиццу, пельмени и другие блюда быстрого приготовления. Такой формат позволит не загромождать центр палатками. Власти ждут от бизнеса предложений по участию в проекте.

«Если под ресторанами на колесах подразумеваются предприятия общественного питания с расширенным меню блюд, которые посетитель может попробовать прямо в заведении, то, вероятно, возникнут сложности с оборудованием объекта с точки зрения соответствия санитарным, противопожарным нормам и правилам», – уточнила Т. Родичева.

«”Роспотребнадзор” вряд ли выпустит такой автобус или машину на маршрут. По правилам, любое заведение общепита должно быть подключено к стационарному водопроводу и канализации», – объяснила она, добавив также, что «согласно нормам пожарной безопасности, минимальное количество входов в заведение – два».

«Кроме того, в данном случае не является очевидной рентабельность бизнеса: ведь оснащение подобных объектов стоит недешево, а работать им предлагается не более четырех часов в день!», – сказала Т. Родичева, отметив, что расходы предпринимателей складываются в том числе из стоимости подключения к инфраструктуре и использования энерго- и водоснабжения, канализования, вывоза мусора, утилизации воды, если не используется разовая посуда, и так далее.

«В случае же если автокафе будут представлять собой нестационарные мобильные объекты, реализующие хот-доги, пиццу и тому подобное, то непонятно, зачем было ликвидировать уже сложившийся сектор этой отрасли, предприятия которого, не будучи включенными в схему размещения нестационарных торговых объектов, просто закрыли, лишив рабочих мест сотни тысяч человек», – считает руководитель профильной комиссии.

«Зачем было рушить сложившуюся и работающую систему, чтобы на ее месте создавать аналогичную?», – недоумевает Т. Родичева.

«Конечно, можно вообразить красивую картинку и попробовать такой формат в качестве эксперимента», – допускает представитель московской ОПОРЫ.

«Представьте себе ресторан на колесах на базе новенького автобуса», – рассказывает Т. Родичева.

По словам эксперта, вариантов организации такого кафе два: покупка франшизы или создание собственной марки. Франшизу в Москве уже предлагает европейская сеть автобусных кафе «TheBus». Приобретая ее, вы имеете право на пользование торговой маркой «TheBus», полностью оборудованный всем необходимым кафе-автобус, поставку сырья и аксессуаров. При этом стоимость франшизы составит 90 000 евро.

«Другой вариант – взять машину отечественного производства и оборудовать ее на свой вкус: поставить кондиционер, преобразовать напряжение на 220 вольт для работы оборудования, создать оригинальный интерьер, звукоизоляцию, установить современную аудиосистему, нанять водителя, персонал, наладить связь с администратором и так далее. Итого капиталовложений – от 3 миллионов рублей, к которым надо добавить текущие расходы», – объясняет руководитель Комиссии по мелкорозничной торговле.

«Вопрос: кому это под силу? Индивидуальным предпринимателям, однажды поверившим властям, вложившим в свои торговые предприятия немало сил и средств и в одночасье потерявшим свой бизнес в ходе реорганизации мелкорозничной торговли столицы? Или тем, кто свое дело вот-вот потеряет, не справившись с катком отлаженной судебной машины? Вряд ли!», – уверена Татьяна Родичева.

Сама идея кафе на колесах не нова и реализуется в некоторых западных странах, в том числе в Дании и США.

Тысячи ресторанов-автофургонов колесят по Соединенным Штатам. О том, когда и как они появились и почему стали столь популярными, рассказывается в материале И. Реннер, опубликованном в майском номере журнала «Food Service». Этот тренд возник три года назад, во время рецессии.

Мобильные точки питания открывают не только профессионалы, но и простые люди, оставшиеся без работы в кризисный период и рискнувшие освоить новую специальность.

«Для них инвестиционные затраты мобильных проектов низки, а обороты многообещающи», – комментирует Т. Родичева.

«Они арендуют грузовики и автобусы, переоборудуют их и отправляются на улицы городов кормить тысячи человек в день, постоянно меняя дислокацию. Первоначальные затраты на мобильную кухню составляют от 10 до 15 тысяч долларов», – рассказывает она.

По ее словам, аренду автофургонщики не платят.

«Очевидно, что в качестве стартапа автофургон менее затратен, чем обычный ресторан. Необходимым условием для ресторана на колесах является подходящее парковочное место. Когда парковка найдена, водитель сообщает о месте нахождения автокафе через Твиттер, Фейсбук или iPhone-приложение. Фанатов заведений информируют через социальные сети о действующих акциях и спецпредложениях», – добавляет эксперт.

Как считает Т. Родичева, Москве нужны площадки для автокафе и условия для реализации этой идеи: предоставление льготных кредитов для приобретения специальных автотранспортных средств субъектам малого предпринимательства, освобождение их от арендной платы, возможность смены дислокации не только каждый день, но и по несколько раз в день, информационная поддержка и так далее.

«В качестве альтернативного встречного формата торговли, взамен ликвидируемых объектов мелкорозничной торговли, эксперимент с автокафе интересен и перспективен», – убеждена она.

Руководитель Департамента торговли и услуг столицы Алексей Немерюк заявил о том, что власти ждут от бизнеса предложений по участию в проекте.

«Но какие конкретные предложения есть у органов исполнительной власти. Чем они могут привлечь предпринимателей?», – таким вопросом задается Т. Родичева.

«В любом случае, прежде чем делать выводы, необходимо получить дополнительную информацию от профильного департамента о реализации нового направления «авторесторанных» услуг в Москве, в первую очередь с точки зрения поддержки предприятий малого бизнеса», – заключила она.

   в 09:37

Подпишись на Telegram-канал
МГО «ОПОРЫ РОССИИ»
Вступай в группу VK
МГО «ОПОРЫ РОССИИ»