Москвичам не хватает продовольственных магазинов

«Открытие продовольственного магазина в переходе на Земляном валу – позитивная новость, ведь жители центра города как никто другой испытывают нехватку торговых площадей. Вопрос в том, что этот эксперимент не улучшит ситуацию с обеспеченностью москвичей магазинами шаговой доступности, особенно в свете того, что в апреле, согласно планам столичного правительства, будет закрыта большая часть работающих сейчас нестационарных торговых объектов, коих в городе на сегодняшний день насчитывается порядка 4 тысяч». Так председатель Комитета по франчайзингу Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ Сергей Рак прокомментировал открытие первого магазина шаговой доступности в подземном переходе. Магазин открыла компания «Метро Кэш энд Керри» в переходе на Земляном валу на площади более 200 кв. метров (площадь торгового зала больше 120 кв. метров). В течение трех–шести месяцев власти посмотрят, насколько первый магазин стал популярен среди москвичей, и примут решение, открывать ли аналогичные супермаркеты еще в 15 подземных переходах, где есть площади от 200 кв. метров, заявил на церемонии открытия глава Департамента торговли и услуг столицы Алексей Немерюк.

По словам Сергея Рака, данное решение фактически уникально – нигде в мире пока нет такого опыта.

«В Москве, к сожалению, ощущается острейшая нехватка площадей под небольшие торговые объекты, будь то магазины, рестораны, точки общепита, бытовые услуги. Согласно опросам, Москва перенасыщена торговыми центрами, которые уже сейчас отбирают трафик друг у друга и становятся нерентабельными, и их количество в ближайшее время будет сокращаться», – рассказал Сергей Рак.

По словам эксперта, в районе Земляного вала нет предложений коммерческой аренды, куда может зайти магазин по разумной ставке.

«Все площади, как правило, в частных руках, ставки заоблачные 5–10 тысяч долларов за квадратный метр. Естественно, продовольственный магазин шаговой доступности с умеренными ценами при таких ставках работать не может», – комментирует представитель московской ОПОРЫ.

Сергей Рак уточняет, что в центре города могут работать магазины премиум-сегмента типа «Азбуки вкуса» «Бахетле», с натяжкой «Магнолии».

Именно из-за высоких ставок аренды московскому правительству приходится выделять для размещения магазинов шаговой доступности площади в подуличном пространстве, которыми оно управляет.

«Открытие магазина на Земляном валу для местных жителей – это большой плюс, а вот получится ли такие же объекты открыть в других переходах – покажет время», – отмечает Сергей Рак, добавляя, что «все будет зависеть от арендных ставок».

По словам эксперта, если арендная плата будет сопоставима с базовой по Москве, то это заинтересует бизнес, а если будут действовать такие ставки, которые сейчас предлагают для переходов на торгах (за 11 месяцев от миллиона рублей за 6–10 кв.м), то магазин площадью 200 кв.м. будет не в состоянии арендовать помещение по такой цене.

«Сейчас действует явно не коммерческая ставка, а договорная между правительством и сетью, – подчеркивает Сергей Рак, комментируя новость. – А раз это некоммерческие условия, я считаю, это неправильно. Более справедливым был бы подход, при котором московское правительство предложило бы всем равные условия, и выигрывал бы тот, кто сумеет обеспечить лучший ассортимент, сэкономить на уборках и других расходах».