Московское метро укрупнило лот на аукционе по сдаче в аренду НТО

«По сути, создается система ренты, когда государство в лице метрополитена отдает аффилированным крупным бизнесменам площади, которые в дальнейшем будут сдаваться в субаренду малому бизнесу. Фактически, мы возвращаемся к системе, которая существовала до реорганизации подуличной торговли», – рассказал порталу Mosopora.ru председатель Комиссии по делам предпринимателей-инвалидов Московского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Игорь Федотов.

Ранее РИАМО со ссылкой на сайт УФАС по г. Москве сообщило, что ведомство возбудило дело в отношении столичного метрополитена из-за ограничения конкуренции на аукционах по сдаче в аренду нестационарных торговых объектов (НТО), что является нарушением закона.

«В отношении ГУП «Московский метрополитен» возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 17 закона о защите конкуренции. УФАС проверит, создают ли действия ГУП «Московский метрополитен» по объединению в один лот нескольких нестационарных торговых объектов необоснованные препятствия для участия в аукционе, на заседании, которое состоится 10 августа в 13:00», – говорится в сообщении.

В данном аукционе организатор торгов объединил в один лот несколько нестационарных торговых объектов общей площадью 1059,13 квадратных метров, находящихся по разным адресам на территории 17 станций метрополитена. Эти объекты составляют примерно 70% всех нестационарных объектов, передаваемых метрополитеном под торговую деятельность.

Начальная цена договора составила более 8 миллионов рублей, а размер задатка для участия в торгах – 120 миллионов. Одновременно с этой процедурой организатором торгов проводилось более 70 аукционов на право заключения договора аренды других объектов, лоты которых состояли из одного киоска или павильона на одной станции метрополитена. Начальная цена договора в каждом случае не превышала 100 тысяч рублей, общая площадь каждого объекта составляла менее 10 квадратных метров, поясняется в материале.

«Это неправильно, когда формируется единый лот на тысячу квадратных метров. Понятно, что участие в подобном аукционе невозможно ни для малых компаний, ни тем более для индивидуальных предпринимателей – у них нет таких денег», – полагает Игорь Федотов.

По его словам, такие условия проведения аукциона предусматривают, что победитель, скорее всего, не будет сам работать на выигранных местах, а будет сдавать их в субаренду малым предпринимателям:

– Победитель такого аукциона не будет работать на выигранных местах самостоятельно, хотя бы потому что он не сможет обеспечить разнообразие специализаций, а размещать в одном переходе 15 палаток с пирожками как-то нелогично. Таким образом, победитель аукциона фактически является монополистом, и он будет выставлять такую цену предпринимателям, которую сочтет необходимой. Раньше разрыв между ставкой метрополитена и арендатора был в 10 раз: если напрямую метро арендатор платил порядка 10–30 тысяч рублей за кв. м в месяц, то субарендатор арендатору – от 150 до 300 тысяч.

Игорь Федотов отмечает, что непонятн, в чем заключается выгода государства, когда в кармане арендатора будут оседать миллионы рублей, которые могли бы пойти в бюджет метрополитена и города.

«Единственное, – говорит он, – это удобство при расчете и сокращение издержек на проведение многочисленных аукционов. Но все равно это несравнимо с потерями на разнице, на которой будут наживаться те, кто сдаст павильоны в субаренду».

Представитель московской «ОПОРЫ РОССИИ» также отметил, что преференции предпринимателям инвалидам сейчас не предоставляются и они не могут напрямую у метрополитена арендовать павильон.

«Ни один предприниматель-инвалид сейчас уже не работает и не представляет своей дальнейшей судьбы, какие у него возможности появятся, потому что в сегодняшних реалиях, когда речь идет о многомилионных лотах, участие в аукционах для них недоступно», – заключил Игорь Федотов.