Максимальная гласность – при охране памятников на территории РЖД

15 октября в Общественной палате Российской Федерации прошли общественные слушания, посвященные вопросам использования, популяризации и охраны объектов исторического и культурного наследия, расположенных на территории железных дорог (ОАО «РЖД»).

В мероприятии приняли участие первый заместитель Секретаря Общественной палаты РФ Михаил Островский, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству Константин Михайлов, члены Общественной палаты РФ Александр Жарков, Владимир Белозеров и Михаил Блинкин, вице-президент ОАО «РЖД» Олег Тони, начальник Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» Сергей Абрамов, представители органов исполнительной власти, движения «Архнадзор», Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, Московского архитектурного института и других организаций.IMG_5559

Михаил Островский, открывая заседание, отметил, что необходимо усиливать меры по охране памятников истории и культуры, которые расположены на территории Российских железных дорог и находятся в собственности ОАО «РЖД».

Константин Михайлов проинформировал собравшихся о состоянии железнодорожных памятников истории и культуры, проанализировал проблемы охраны таких объектов.

mihailov_ostrovski16102012

Также К. Михайлов сообщил о фактах незаконного сноса зданий, обладавших статусом объектов культурного наследия, находившихся на территории железной дороги.

Современному состоянию памятников истории и культуры железных дорог посвятил свой доклад координатор «Архнадзора» Юрий Егоров.

Он отметил, что, несмотря на многочисленные утраты, Николаевская железная дорога (до 1855 г. Петербурго-Московская, ныне Октябрьская железная дорога) сохраняет черты единого архитектурно-инженерного ансамбля.

IMG_5566

«Необходимо и далее вести системную работу по выявлению уцелевших архитектурных памятников и ансамблей, приданию им статуса охраняемых, оформлению охранных обязательств собственниками», –заключил Ю. Егоров.

Руководители структурных подразделений ОАО «РЖД» рассказали о мероприятиях по сохранению памятников истории и культуры, которые проводит компания при разработке проектов перспективного развития совместно с Москомархитектурой.

Инженер-архитектор Дмитрий Сухин, представляющий инициативную группу по сохранению и развитию зданий циркульных депо Восточной железной дороги проиллюстрировал опыт европейских железных дорог по сохранению, использованию железнодорожных памятников Европы.

IMG_5567

Начальник Управления по надзору за исполнением федеральных законов на транспорте и в таможенной сфере Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Алексей Корябин проинформировал собравшихся о необходимости соблюдения законодательства в области охраны культур

IMG_5561

ного наследия и о мерах ответственности при его нарушении.

Координатор движения «Архнадзор» Наталья Самовер говорила о том, что плачевное состояние, в котором пребывают исторические памятники, вызвано не только внешним природным воздействием, но и равнодушием прежде всего тех, кто призван о них заботиться, – равнодушием собственников таких объектов.

Профессор Московского архитектурного института, архитектор, историк архитектуры и градостроительства; специалист по охране культурного наследия Наталья Душкина подчеркнула необходимость создания самостоятельных проектов охраны железнодорожных исторических ансамблей.
IMG_5568Константин Михайлов в заключительном выступлении говорил о создании условий максимальной гласности – публикации актов, экспертиз территорий памятников, проектов реконструкции и перспективного развития железнодорожных территорий. Также он предложил включить представителей общественных организаций, в том числе координаторов «Архнадзора» в рабочие группы, состоящие из представителей структурных подразделений ОАО «РЖД» и Москомархитектуры для совместного участия в предпроектных и проектных проработках.