Конфликт с МЖД набирает обороты

                          

На протяжении двух последних недель в СМИ разгорается настоящий скандал, связанный с конфликтом столичных предпринимателей, работающих на землях железнодорожного транспорта в столичном регионе, и чиновников Московской железной дороги, которые вопреки всем возможным нормам закона, пытаются выдавить представителей малого бизнеса с арендуемой ими земли. Первым, кто привлек внимание общества, власти и СМИ к существующей проблеме, оказалось московское отделение «Опоры России». Чтобы прояснить некоторые нюансы нашумевшей истории и попытаться спрогнозировать, как эти события будут разворачиваться дальше, мы обратились за комментариями к председателю столичной «Опоры» Александру Жаркову.

        Александр Николаевич, как давно начался этот конфликт и почему вдруг представители Московской железной дороги начали вести себя столь агрессивно по отношению к предпринимателям?  

  С  осени прошлого года в московское отделение «Опоры России» начали поступать первые обращения от предпринимателей, работающих в разных районах Москвы на территориях железнодорожного транспорта. Жалобы стали носить не единичный, а системный характер- к весне этого года их количество перевалило за сотню. Представители малого бизнеса, годами работающие на этих землях, начали жаловаться, что чиновники Московской железной дороги стали вытеснять их с арендованных участков. Схему для такого давления  представители МЖД придумали достаточно несложную- вопреки нормам законодательства они стали выставлять на аукционы застроенные территории, тот есть те площадки, на которых уже стоят торговые объекты, предприятия сферы услуг, частные фирмы, занимающиеся погрузочными работами. Законодательством предусмотрено две формы отбора арендатора — конкурс и аукцион. В конкурсном отборе учитывается предыдущий срок аренды и добросовестность арендатора, дающие преимущество кандидату. В аукционе решающий фактор — цена. «На большинстве участков стоят полукапитальные сооружения — торговые комплексы, кафе. В РЖД считают, что, если строение некапитальное, его можно выставлять на аукцион. Некапитальные здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, возведены землепользователями в установленном законом порядке и являются их собственностью. Если говорить о настоящей причине конфликта, то я думаю, она достаточно банальная – это цена земли в Москве и желание зарабатывать деньги любыми возможными способами. Конечно, это кажется довольно странным, когда филиал государственной структуры пытается играть еще и в коммерческом секторе, используя имеющийся у них административный ресурс, причем такими нецивилизованными способами.

      Многие обыватели могут решить, что дирекция Московской железной дороги преследует благие цели, они просто хотят, таким образом, очистить принадлежащие им территории от торговых палаток и лотков, возможно, сделать территорию, свободную от бизнеса.

    Ничего подобного, на место вытесняемых одних торговых центов и павильонов они ставят новые. Идет самый настоящий передел собственности, иначе, как рейдерским захватом это не назовешь. Об этом наглядно свидетельствуют все те документы, которые предприниматели приносят в наше отделение.

   А есть реальные факты того, что аукционы на землю, скажем, проводятся с нарушениями?

     Да, по сути это доказанный факт. РЖД проводит аукционы с нарушениями антимонопольного законодательства. Проверки, проведенные Московской межрегиональной транспортной прокуратурой, выявили также ряд нарушений федерального законодательства при реализации полномочий по распоряжению федеральным имуществом. В мае текущего года московское УФАС выдало РЖД предписание о прекращении нарушений закона «О защите конкуренции». Два аукциона на право перезаключения договоров субаренды были признаны московским арбитражным судом недействительными. Однако, воз, как говорится и ныне там. До настоящего времени выявленные нарушения Московской железной дорогой не только не устранены, более того, чиновники этого ведомства продолжают «кошмарить» малые предприятия, инициируя обращения в Арбитражный суд г.Москвы с исковыми требованиями к существующим пользователям об освобождении земельных участков, ссылаясь на недействительность договоров срочного пользования, порядок заключения которых был утвержден самой железной дорогой. Параллельно РЖД пытается оспаривать права аренды в судебном порядке.

    Есть ли возможность противостоять столь агрессивным и грубым действиям представителей  МЖД или в этом споре все уже предрешено и тот, кто играет краплеными картами уже заранее знает результат ?

      Ну, это все-таки не карточная игра, а правовые отношения в правовом государстве. Во всяком случае, наши методы защиты будут вестись исключительно в рамках действующего законодательства. Насколько я знаю, московское УФАС готовит материалы для обращения в суд с иском о признании открытых аукционов недействительными. Кроме того, по нашей просьбе к конфликту подключилась федеральная «Опора» и ее руководитель Сергей Ренатович Борисов направил обращения президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину и министру экономического развития Эльвире Набиулинной с просьбой вмешаться в ситуацию. Я думаю, эти меры должны возыметь свое действие, проблема уже выходит на общероссийский уровень.

    Чем будет опасна ситуация, если правда все-таки будет на стороне МЖД?

         Эти приведет к тому, что сотни предприятий малого бизнеса прекратят свое существование, а тысячи людей, занятых в этом бизнесе останутся без работы. Согласитесь, что в посткризисный период, это может существенно осложнить социальную напряженность в обществе, подорвать доверие к справедливости государства. Вообще удивительно, что сейчас первые лица страны говорят о поддержке предприятий малого и среднего бизнеса, создаются дополнительные льготные возможности для развития предпринимательства в России, и это все по-настоящему действует. А какие-то отдельно взятые недальновидные чиновники губят на корню благие намерения руководства страны и своими действиями компрометируют такую серьезную, авторитетную и уважаемую структуру , как «Российские железные дороги».

         Какие первостепенные механизмы решения сложившейся ситуации Вы предлагаете ?

    «Опора России» обратилась к президенту ОАО « РЖД» Владимиру Якунину с просьбой приостановить действия Московской железной дороги, связанные с обращениями в арбитражный суд г.Москвы с исковыми требованиями к существующим пользователям об освобождении земельных участков, на период – до разработки порядка переоформления договоров. Кроме того, в своем письме министру экономического развития Эльвире Набиуллиной мы просим организовать рабочую встречу всех  заинтересованных сторон с участием «Опоры России» для выработки совместных решений. 

    Мне кажется, в России закончилось время серых схем, непонятных приватизаций, переделов собственности и рейдерских захватов. Государство сегодня обязано выступать гарантом стабильности и свободы малого бизнеса. Ведь не будем забывать, что именно от уровня развития малого бизнеса, зависит уровень развития экономики всей страны, по крайне мере, именно по такому принципу живут все цивилизованные страны мира и Россия здесь не исключение.

    Пресс-служба Московского отделения "Опоры России"

   в 09:20