Инвестиции уходят из Москвы

6 октября на заседании правительства Москвы был одобрен проект закона «О бюджете города Москвы на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов». Как заявил мэр Москвы Сергей Собянин, бюджет будет «чрезвычайно непростым». Так, запланированный дефицит в 48 млрд рублей обусловлен в том числе необходимостью выплатить долги перед банками в 84 млрд рублей и 400 млн евро, пояснил он, а рост доходов в 2016 году в номинальном выражении к ожидаемым показателям исполнения доходной части бюджета в текущем году составит лишь порядка 2,2%, что существенно ниже предполагаемого уровня инфляции. И хотя в правительстве пошли на трехлетнюю «смету» вместо «кризисной» однолетней, заложенные показатели на 2017 и 2018 годы также пока не предполагают особого увеличения темпов роста доходов. Вопрос инвестиций — и домашних, и иностранных — по-прежнему остается для города одним из самых острых. По последним данным Центробанка, в этом году с российского рынка инвестиций должно «утечь» больше 80 млрд долларов.

В интервью информационному агентству REGNUM член Совета Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ Дмитрий Несветов рассказал о возможном оттоке денег из города и проблемах с поиском новых инвесторов:

–Инвестиции из страны и города уходят и уходят довольно быстро, что видно, например, по процессам, происходящим в сфере девелопмента и коммерческого девелопмента. В частности, сейчас часто говорится о том, что инвестиции, сделанные 1,5−3 года назад, реализовываются и объекты достраиваются, а вот для закладки новых нет оснований. Стало заметно, что инвестиции в эту сферу практически прекратились. Понятно, что они не уйдут в ноль, но инвесторы отозвали значительную часть проектов. Многие объекты недвижимости, торговые центры, бизнес-центры запаздывают с вводом в эксплуатацию.

Главными факторами замедления, по словам Несветова, выступают изменение бизнес-климата и увеличение количества рисков, а также масштабный кризис ликвидности, «отрезавший» малый и средний бизнес от доступа к финансовым ресурсам. В итоге столица может «поплатиться» в том числе и рядом приоритетных проектов по строительству метрополитена, дорог, транспортно-пересадочных узлов, школ, детских садов и больниц.

«Все эти программы пока недостаточно заявлены, темы эти с бизнесом не обсуждались и, самое главное, абсолютно не понятны стимулы и мотивы, которые заставят бизнес инвестировать в московские проекты, — подчеркнул он. — Я думаю, что в том объеме, в котором эти программы и проекты должны быть профинансированы из городского бюджета, профинансируют, а вот в части дополнительного объема, который был запланирован на частные внешние инвестиции (из других стран, регионов и т.п.), эти проекты будут замедляться. Может быть, какая-то часть из них будет вообще свернута. Потому что тенденций к тому, чтобы инфраструктурные инвестиции увеличивались, я не вижу», – утверждает представитель ОПОРЫ РОССИИ.

На вопрос «что делать?» эксперт ответил, что у московского правительства на руках все-таки не так много реальных инструментов по исправлению ситуации. «Бизнес-климат — это общая экономическая проблема, а не московская. Со своей стороны московские власти могут прибегнуть к дополнительным стимулам, если они действительно заинтересованы в инвестициях. Они могут попробовать предложить какие-то налоговые, фискальные преференции. Пока этого никто смело не делает, боятся. Вот если московские власти будут чуть-чуть посмелее и предложат условия, которые они готовы предоставить инвестирующему бизнесу для облегчения налоговой фискальной нагрузки, возможного доступа к финансированию, предложат хотя бы частичные городские бюджетные гарантии для получения финансовых ресурсов и кредитов, то тогда это может как-то простимулировать. Но это очень частные факторы. К сожалению, довлеют факторы глобальные», — резюмировал он.

Напомним, что по предварительным данным, озвученным на заседании правительства Москвы, в 2016 году на реализацию городских программ предусмотрено 90% расходной части бюджета. При этом в городе обещают сохранить приоритеты и пропорции расходование бюджетных средств, сложившиеся в предыдущие годы. Общий объем средств на социальные программы составит 880 млрд рублей. На развитие города, включая адресную инвестиционную программу — 517,8 млрд рублей. Городские программы «Жилище», «Развитие инженерно-коммунальной инфраструктуры» и «Развитие туризма и отдыха» профинансируют на сумму 202 млрд рублей. На программу «Открытое правительство» планируется выделить 8,9 млрд рублей. Депутаты Мосгордумы рассмотрят бюджет на отдельном заседании уже в октябре 2015 года.