ФСС будет быстрее возмещать бизнесу средства на улучшение условий труда

«Для представителей малого бизнеса возмещение выплат по взносам, уплачиваемым в Фонд социального страхования, действительно, является помощью в решении ряда вопросов, в том числе связанных с улучшением условий труда на рабочих местах». Об этом 20 августа заявил председатель Комитета по трудовым отношениям и охране труда Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ Дмитрий Третьяков. Напомним, что ФСС России планирует упростить процедуру возмещения выплат. Для этого Фондом создается рабочая группа, основной задачей которой станет обсуждение проблемы невостребованных отчислений на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, часть которых (до 20%), согласно российскому законодательству, предпринимателям могут возместить, чтобы они могли направить средства на улучшение условий труда.

В 2013 году ФСС запустил пилотный проект в некоторых регионах, в рамках которого предпринимателям были возмещены средства в полном объеме до 20 % за текущий период.

Как считает Дмитрий Третьяков, эксперимент был успешным.

«В ходе пилотного проекта процесс возмещения выплат был заметно – на год, а то и более – ускорен», – отметил он.

«Безусловно, для представителей малого бизнеса это очень большое подспорье, потому что сумма возмещаемых средств значительна», – добавил он.

Дмитрий Третьяков сообщил, что подаваемые в ФСС документы подвергаются тщательному анализу.

По его словам, оснований для отклонений в возмещении выплат может быть множество, и у представителей малого бизнеса могут возникнуть некоторые проблемы с возмещением средств.

«Есть подводные камни для представителей малого бизнеса», – сказал председатель Комитета по трудовым отношениям и охране труда.

«Первое – это отсутствие информационного поля по оперативному сбору документов; нет и горячей линии для получения консультативной помощи», – пояснил эксперт.

«Второе – это дата, ограничивающая подачу документов 1 августа. Этот срок необходимо увеличить как минимум до 1 сентября. Иначе представители малого бизнеса могут не успеть найти исполнителя в первом полугодии», – продолжил он.

Дмитрий Третьяков отметил, что необходимо организовать помощь представителям малого и среднего бизнеса в ускорении процесса возмещения средств, причем именно «живыми» деньгами, а не от отчислений на следующий год.

«Сегодня в конце года средства поступают практически в полном объеме, но в процентной ставке не выше 20 % от отчислений со всех сотрудников за текущий год», – пояснил он.

Дмитрий Третьяков уверен, что пилотные проекты показали необходимость помощи МСП при возмещении выплат в ФСС.

«Услуга очень востребована», – подчеркнул он, добавив, однако, что, если она будет носить массовый характер, у ФСС может не хватить кадровых ресурсов для подготовки и анализа поданных документов со стороны представителей малого и среднего бизнеса.

«Я считаю, что в такой ситуации ОПОРА РОССИИ должна протянуть руку помощи», – заключил эксперт.

Справочная информация

Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила № 580н). Данные Правила применяются с 1 января 2013 г. (п. 2 Приказа № 580н).

Часть расходов страхователя на финансирование предупредительных мер возмещается Страхователю (работодателю) за счет взносов на страхование от производственного травматизма, подлежащих уплате в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - ФСС) (п. 5 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 03.12.2012 № 219-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», п. 2 Правил № 580н).

При этом размер возмещения не может превышать 20% суммы взносов, которую Страхователь (работодатель) начислил за предыдущий год, за вычетом сумм страхового обеспечения по страхованию от производственного травматизма, выплаченного работникам в указанном году (абз. 3 п. 2 Правил № 580н).

Инициатива ФСС в части оптимизации процедуры возмещения является не только приоритетной для малого бизнеса, но и наиболее продуктивной, в части появления фактических возможностей потенциального улучшения условий труда. Страхователь (работодатель) крайне неохотно пользуется услугами ФСС в рамках возмещения по трем основным причинам:

1) cложности документального оформления;

2) сомнительная целесообразность использования возмещения, так как механизм возмещения подразумевает возврат денежных средств, затраченных на мероприятия по улучшению условий труда за счет уменьшения фактических отчислений страхователя в следующем отчетном периоде;

3) правовой нигилизм (отсутствие информации о самом механизме возмещения).

В рамках решения вышеуказанных проблем, ФСС в 2012–2013 гг. (с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2013 г. - Карачаево-Черкесская Республика и Нижегородская область, с 1 июля 2012 г. по 31 декабря 2013 г. - Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край) осуществляет работу по Пилотному проекту (Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 г. № 294 «Об особенностях финансирования, назначения и выплаты в 2012 и 2013 годах страхового обеспечения, иных выплат и расходов, предусмотренных частью 4 статьи 6 Федерального закона «О бюджете Фонда Социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» и частью 4 статьи 7 Федерального закона «О бюджете Фонда Социального страхования Российской Федерации на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов»), согласно которому фактически произведенные затраты Страхователя (работодателя) в области улучшения условий труда возмещаются в рамках того отчетного периода, в период которого они были произведены.

С учетом вышеизложенного - мероприятия ФСС, которые направлены на смягчение механизмов «прямого доступа» Страхователей (работодателей) к финансированию проектов в области улучшения труда на рабочих местах за счет сумм страховых взносов, существенным образом могут повлиять на улучшение условий труда, с другой стороны, – увеличение суммы страховых отчислений, направленное на повышение уровня ответственности Страхователя (работодателя) в области охраны труда, вызовет дополнительную финансовую нагрузку на субъекты малого бизнеса.