Эксперт: в законопроекте об отмене первичных штрафов нужно устранить поле для произвола

Как стало известно, Минэкономразвития начало обсуждение законопроекта о замене для предприятий малого и среднего бизнеса штрафных санкций на предупреждение при первично выявленном нарушении. Напомним, президент РФ Владимир Путин поручил заменить для малого бизнеса первичные штрафы на предупреждения к июню 2016 года по итогам прошедшего в январе форума «ОПОРЫ РОССИИ». Однако, как указано на федеральном портале regulation.gov.ru, планируемым сроком вступления в силу законопроекта о соответствующих поправках в КоАП значится июль 2017 года.

Председатель Комитета по бытовому обслуживанию Московского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Дмитрий Несветов прокомментировал новость корреспонденту Право.ру:

– Предупреждение без денежного штрафа как норма воздействия существует во многих распорядительных документах проверяющих инстанций, в том числе и в КоАП, применительно к ряду нарушений, однако эта норма заявлена не всегда внятно, очень часто игнорируется и является «спящей». При выявлении нарушений на предприятии контролирующим органом штраф выписывается в 80–90 % случаев, при этом размер санкций, верхняя планка которых доходит до полумиллиона рублей, определяется сугубо проверяющей инстанцией. Таким образом, создается ценовая вилка, и она должна быть на чем-то основана. Но в КоАП она прописана не очень внятно, в связи с этим проверяющие органы более свободны в применении санкций. Сейчас, во время «надзорных каникул», предполагающих запрет до конца 2018 года на плановые проверки предпринимателей, у которых не было административных штрафов в течение трех лет, число внеплановых проверок в некоторых случаях возросло в разы. Их нередко инспирируют недобросовестные конкуренты либо непосредственно органы контроля, часто штрафы носят не содержательный, а коррупционный характер. В этой связи по итогам январского форума Владимир Путин также просил устранить анонимные жалобы, на основании которых в организации наведываются проверяющие органы, и ввести обязательную идентификацию личности заявителя. Большая проблема на сегодняшний день – отсутствие квалифицирующих признаков нарушений со стороны бизнеса. Неясно, что является тяжким/нетяжким, что является повторным проступком, как выстраивать логику объявления штрафа – остается поле для произвола. Законопроект должен содержать обязательную ответственность проверяющих ведомств за несоблюдение нормы, иначе она точно так же продолжит оставаться «спящей». Если механизма ответственности не будет, то правоприменительная практика останется прежней. Чем больше лакун, чем больше отсутствующих квалифицирующих признаков и меньше ответственности, тем больше произвола и коррупции.