Экономическая безопасность предприятия: сущность, структура СЭБ

Типичная структура функциональных составляющих экономической безопасности представелена на рис.1.

Рисунок 11

Рассмотрим ход развития взглядов на экономическую безопасность предприятий различных по размеру и уровню прибыли – рис.2.

Рисунок 12

Частные предприниматели и малые предприятия рассматривают экономическую безопасность только лишь с точки зрения обеспечения внутренней безопасности. Незначительный уровень прибыли не позволяет им иметь собственную службу безопасности, а едва хватает на обеспечение охраны (охранник или охранная фирма).

Предприятия, которые достигли уровня средних, имеют в своем составе много наемных рабочих (в том числе и в управлении), поэтому обеспечение безопасности требует выполнения определенных действий по кадровому отбору, проверке персонала, защите информации, создания подразделения ответственного за техническую защиту информации и в наиболее успешных компаниях – информационно-аналитических групп.

Уровень внешней и внутренней безопасности у них почти равный, поэтому внутренняя безопасность, как правило, получает новое задание обеспечивать личную безопасность владельцев и руководителей предприятия. Большие предприятия, которые внутреннюю безопасность рассматривают в срезе лояльности кадров, обеспечения защиты и сохранения информации создают подразделения контрразведки (задача обеспечение кадровой, технологической и информационной безопасности), охраны и физической безопасности (телохранители), но максимум внимания уделяют внешней безопасности, создавая подразделения экономической разведки, отдельные подразделения моделирования и прогнозирования ситуации. Имея в своем составе реально действующие структуры разведки, моделирования и прогнозирования ситуации большие предприятия могут сами влиять и создавать для работы более выгодные внешние условия, проводить собственную политику, эффективно обеспечивая свою экономическую безопасность.

Трансформация структуры обеспечения экономической безопасности предприятия представлена на рис. 3.

Рисунок 13

На уровне средних предприятий (СП) (рис. 3 а) в системе управления (СУ) предприятием выделяется один или несколько человек, которые начинают выполнять роль службы безопасности (кадровые проверки, защита информации, проведения расследований, решение проблем с должниками, юридическое сопровождение деятельности). Как правило, на эти должности назначаются бывшие сотрудники МВД, прокуратуры, других силовых ведомств.

Со временем, при том, как растут прибыли и размеры предприятия, служба безопасности выделяется в самостоятельную единицу, количество ее сотрудников возрастает до нескольких десятков, она имеет в своем составе несколько отдельных подразделений, которые полноценно выполняют функции экономической разведки, контрразведки, защиты информации, мониторинг, прогнозирование и моделирование экономического состояния, проводится разработка стратегии и оптимизация управления (антикризисное управление). СЭБ имеет достаточно ресурсов для воплощения выбранной стратегии и политики предприятия в жизнь.

Существенной трансформации претерпевает система связей в управлении предприятием. Если сначала ЭБП получает задачи от высшего руководства предприятием на уровне указаний и пытается использовать специалистов производственного звена, то со временем и выделением ЭБП в отдельную структуру, ЭБП берет на себя контроль за деятельностью производственного звена, контроль за эффективностью системы управления предприятием, вырабатывает предложения и рекомендации руководству, полностью задействована в разработке стратегии развития и стратегическом управлении (рис.3 б). При этом комплектуются подразделения лучшими специалистами в соответствующей области: аналитиками, программистами, психологами, полиграфологами, следователями, детективами, прогнозистами. Поэтому за последние два-три года в классификаторе появились такие профессии, как специалист по «Управлению информационной безопасностью» 6.170103 в области 1701 «Информационная безопасность», 21.04.02 «Экономическая безопасность субьектов хозяйственной деятельности», менеджер по безопасности предпринимательства, пиар-технолог, полиграфолог.

Рисунок 15

Малые и частные предприятия не имеют собственной системы безопасности и на уровне 1 и 2 функции экономической безопасности сводятся к выполнению функций охраны, минимального юридического обеспечения хозяйственных вопросов. Расширение деятельности предприятия и его доходов ведет к выделению СЭБ в отдельную структуру и в ее задачи входит обеспечение информационной безопасности и технической защиты информации – 3 уровень. Четвертый уровень заканчивает процесс выделения СЭБ в отдельную структуру и продолжается трансформация ее структуры с появлением новых задач. А именно, необходимость обеспечения внешней безопасности приводит к возникновению подразделений бизнес-контрразведки и бизнес-разведки. Следующий, 5 уровень расширяет возможности этих подразделений и вместе с развитием структуры информационно-аналитического обеспечения и прогнозирования используется для совершенствования системы стратегического управления предприятием. Наивысший уровень СЭБ предприятия (6 уровень) достигается тогда, когда возможности этой службы используются для проведения политики предприятия и моделирования внешних ситуаций, влияний и воздействий на внешнюю среду, рыночные механизмы.

Предложим общее видение структуры службы экономической безопасности, изображенной на рис.5, которая определяет функционально-логическую нагрузку ее составляющих и их место в системе управления предприятием.

Рисунок 14

Уровни экономической безопасности (по вертикали):

I – Охрана, физическая безопасность, силовая составляющая СЭБ;

II – Экономическая контрразведка (кадровая безопасность);

III – Внутренняя экономическая безопасность (финансовая, инвестиционная, научно-техническая, технико-технологическая);

IV – Экономическая разведка;

V – Внешняяя экономическая безопасность;

VI – Безопасность системы управления.

Уровни экономической безопасности (по горизонтали):

S – стратегический уровень;

T – тактический уровень;

V – объем кождого из горизонтальных уровней управления.

Объем задач каждого из уровней управления V зависит от состояния в котором находится предприятие и состояния внешнеэкономической ситуации, прогнозных показателей развития ситуации, имеющихся возможностей и выбраной стратегии поведения.

Каждое предприятие имеет свои индивидуальные черты и особенности, собстенный характер, атмосферу, уровень амбиций и рефлексию. Часто система безопасности строится от обратного – от угроз, которые со временем учат директоров и управляющих предприятием уделять достаточно внимания обеспечению безопасности. Успеет управление научиться – предприятие выживет. Не успеет, – быстро исчезнет. Подчеркнем, что законы рынка – не законы спортивных состязаний. Выживает сильнейший, выживает более гибкий, быстрый и незаметный. Анализ на базе ведущих отечественных предприятий показал, что остались только те, которые сумели приспособится и защититься. Самые успешные и самые прибыльные государственные предприятия фактически 100% сьедены частными компаниями.

Система безопасности государственных предприятий имеет возможность развиваться только в горизонтальной плоскости. В вертикальной плоскости действует жесткая иерархия власти, которая и решает вопросы безопасности в свою пользу. Для ста процентов государственных предприятий экономическая безопасность сводится к самому низшему уровню, изредка ко второму. А для предприятий оборонного значения едва достигает третьего уровня – внутренней безопасности. Дальше тактического уровня система не имеет возможности развиваться, так как не имеет ни штатной структуры, ни потенциала, ни специалистов, к тому же, исходя из действующего законодательства, задачи выше третьего уровня (ОРД) могут выполняться только силовыми министерствами.

Частные структуры, транснациональные корпорации, рейдерские группировки, криминальные структуры, которые не ограничены юридическими, политическими, этическими, моральными и другими ограничениями, а развивают структуру безопасности таким образом, чтобы она виполняла стоящие перед ней задачи. В этом и проявляется их преимущество перед государственными институтами. Они ищут возможности и используют весь опыт (в том числе и опыт спецслужб).

Они первые пришли к необходимости использования бизнес-разведки. Правда, предприятия, которые все время работали в рыночных условиях об этом и не забывали. Не защищенными оказались только отечественные предприятия. Но уровень бизнес-разведки еще не является достаточным условием обеспечения внешней безопасности. Внешняя безопасность предусматривает выполнение принятой общей стратегии и политики предприятия с конкретными целями и показателями деятельности.

Петр Клименко

   в 14:54

Подпишись на Telegram-канал
МГО «ОПОРЫ РОССИИ»
Вступай в группу VK
МГО «ОПОРЫ РОССИИ»