ЕГАИС подталкивает участников алкогольного рынка «в тень»

20 апреля истекает срок, до которого предприятия розничной торговли и общепита, занимающиеся распространением алкоголя, должны зарегистрировать в ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) себя и все покупки первого квартала 2016 года. Кто не успел, того накажут штрафами и даже отзывом лицензии.

По мнению председателя Комитета по экономике Московского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Алексея Каневского, недочеты в системе никуда не делись: у многих компаний до сих пор существуют технические проблемы, другие из-за затрат на внедрение системы приняли решение вовсе уйти с рынка. Об этом эксперт рассказал газете «Московская правда»:

- В системе ЕГАИС существует много всяких недочетов. Понятно, что при запуске настолько масштабной системы определенное количество технических проблем неизбежно. Наверное, в дальнейшем все они будут устранены, но чтобы у предпринимателя была возможность оперативно разобраться со всеми возникающими на начальном этапе неурядицами, чрезвычайно важна отлаженная система обратной связи с разработчиками и контролерами этой системы (в данном случае это Росалкогольрегулирование). Никакого работающего механизма обратной связи, увы, нигде обнародовано не было, а разработчики системы отвечают на вопросы с очень серьезными задержками. Например, в системе должны быть указаны дата розлива алкоголя и ИНН компании. Если эти данные окажутся введены неверно, алкоголь продать невозможно, а на то, чтобы связаться с разработчиками и исправить их, уходят месяцы. Есть и проблема технических сбоев и «багов» в системе, хотя и в меньшей степени. Для оптовиков-импортеров переход на ЕГАИС потребует очень серьезных затрат - от 500 тыс. до 800 тыс. рублей. Эта сумма складывается из приобретения всего технического оборудования и программного обеспечения, а также найма специалиста, который будет работать с ЕГАИС. Разработчики ЕГАИС, впрочем, уверяют, что уложиться можно в гораздо меньшую сумму: возможен «бюджетный» вариант подключения, с расходами, не превышающими 100 тыс. рублей. Удастся ли на практике обойтись такой «малой кровью», мне неизвестно. Есть и та проблема, что вместо того, чтобы сделать алкогольный рынок максимально прозрачным, система ЕГАИС подталкивает отдельных его участников уйти «в тень».

По материалам газеты «Московская правда»