Что сулит приватизация вокзалам?

«Значительная часть железнодорожных вокзалов России – памятники архитектуры, их реконструкция в соответствии с законом запрещена. При эксплуатации таких объектов, в том числе и коммерческой, важно сохранить первозданный облик», – считает эксперт Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ Татьяна Артемова в связи с информацией о том, что руководство Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» выступило с инициативой разрешить приватизацию коммерческих помещений вокзалов и внесло соответствующее предложение в Правительство Москвы.

«По информации Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО РЖД к 2015 году планируется реконструировать около четырехсот переданных в Дирекцию вокзалов. То есть скорость реконструкции – «космическая», и, следовательно, объемы приватизации велики и заманчивы», – рассказала Т. Артемова.

«При этом информации о том, какие вокзалы и в какие сроки будут реконструированы, в открытом доступе нет», – уточнила эксперт московской ОПОРЫ.

«Важно понимать, – продолжила Т. Артемова, – что любая, в том числе частичная приватизация площадей вокзалов-памятников возможна только при изменении действующего законодательства».

«Именно поэтому, в случае если отдельные территории железнодорожных вокзалов будут отданы в собственность частному бизнесу, вопрос содержания и сохранения объектов, являющихся памятниками, должен быть четко регламентирован», – отметила она.

По ее словам, уничтожение исторических железнодорожных памятников при равнодушном отношении уполномоченных структур к транспортному наследию вполне вероятно и примеры такие есть.

«А вот новых проектов реконструкции мы пока не видели», – сказала представитель столичного отделения ОПОРЫ РОССИИ.

«Иными словами, возможно всякое – от реализации концепции РЖД по созданию так называемых «умных вокзалов», призванных обеспечить максимальный комфорт для пассажиров и их безопасность, до полного уничтожения исторических зданий в угоду конкретным частным инвесторам, для которых важно право собственности, а положение арендаторов или управленцев, заботящихся о сохранении исторических объектов, их вряд ли устроит», – отметила Т. Артемова.

«Очевидно, что малые и средние предприятия, в том числе успешно работающие в вокзальных комплексах, в настоящее время вряд ли смогут в одиночку участвовать и побеждать в предполагаемых проектах», – добавила она.

«Программы по поддержке малых и средних предприятий, функционирующих на железнодорожных территориях, к сожалению, не прорабатываются и не реализуются», – заключила Т. Артемова.