Автолавки нужны городу

«Идея дальнейшего развития мобильной торговли в Москве, на мой взгляд, весьма перспективна. Она призвана улучшить ситуацию с нехваткой торговых точек в удаленных районах. Однако нельзя не отметить, что подобные трудности существуют не только там, но и в центре города, куда автолавки приезжать не будут. Так что проблема в данном случае не решается в полной мере», — комментирует новость о расширении мобильной торговли в столице председатель Комитета по франчайзингу Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ Сергей Рак.

28 августа стало известно, что в начале сентября столичные власти представят новый вид автолавок с мясной, рыбной и молочной продукцией на базе фургонов Mercedes Sprinter. По словам руководителя Департамента торговли и услуг города Москвы Алексея Немерюка, если автолавки понравятся жителям, то сам город запустит около 20 таких передвижных магазинов, кроме того, предпринимателям будут предложены фургоны на условиях франчайзинга. Автолавки поедут в районы, где наблюдается дефицит торговых площадей. Московские власти насчитали 280 таких точек. В частности, как пояснили в департаменте информационных технологий, магазинов не хватает в Восточном Бирюлеве, Зябликове, Тушине, районах Метрогородок, Фили-Давыдково, Очаково-Матвеевское и других.

«Программа по развитию мобильной торговли разрабатывается довольно давно но, к сожалению, проект пока не реализован», — рассказал Сергей Рак.

Он также напомнил, что еще в августе 2013 года мэр Москвы Сергей Собянин дал поручение Департаменту торговли и услуг Москвы провести эксперимент с участием мясоперерабатывающих заводов и их дилеров по возвращению автолавок. Первые машины должны были появиться на столичных улицах в конце 2013 года. Потенциальные участники проекта — Черкизовский мясокомбинат, торговый дом «Сетунь», дилер Микояновского мясокомбината «Автомаркет-Микомс» и завод «Дымов» — из-за существенных вложений хотели от властей гарантию долгосрочности программы.

Сергей Рак, ссылаясь на данные профильного департамента, сообщил, что в Москве год назад работало 8500 нестационарных торговых точек, но этого количества не хватало для адекватного обслуживания потребителей. Именно поэтому, по его мнению, было принято решение о развитии мобильной торговли.

«С помощью автолавок должна была решиться проблема с доставкой продовольствия в отдалённые пункты, такие как, например, Новая Москва. Год спустя в Москве осталось 5500 нестационарных объектов, так что актуальность автолавок только возросла» — отмечает эксперт.

«Предприниматели готовы вкладывать большие средства, при условии гарантий стабильных и долгосрочных условий работы со стороны городских властей. Например только за 2011 год в нестационарные торговые объекты было инвестировано около 3 миллиардов рублей, следовательно, покупка 20 машин стоимостью 50 миллионов рублей вряд ли существенно ударит по бюджету бизнесменов», — считает Сергей Рак. По мнению эксперта, проблема заключается в том, что большинство предпринимателей имеют возможность приобрести необходимое оборудование, но смогут ли они получить разрешение на торговлю — этот вопрос открыт. Как рассказал Сергей Рак, фактически до настоящего времени так и не разработано юридических документов, где были бы детально прописаны права предпринимателей, занимающихся мобильной торговлей.

«Размытость бизнес-плана и отсутствие юридической составляющей, — таковы основные минусы программы развития мобильной торговли на настоящий момент», — отмечает эксперт.

Минпромторг РФ предлагает упростить ведение мобильной торговли: для нее может быть принят уведомительный порядок регистрации по европейскому образцу. Но это не единственная мера по улучшению развития данного бизнеса. Как отмечает председатель Комитета по франчайзингу Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ, необходимо, чтобы вопрос с разрешением на торговлю решался не Мэрией, и даже не Префектурой, а на уровне управ и совета депутатов муниципальных округов, которые лучше знакомы с ситуацией в своём районе. Соответственно, и бизнесмены должны платить за право работы на территории именно в муниципальный бюджет.

«Здесь важно также, чтобы и предприниматели, и сами москвичи были заинтересованы в наличии автолавок. Жители, к примеру, могут быть недовольны расположением автолавки, но если они знают, что предприниматели платят за свой бизнес в муниципальный бюджет, из которого им выделят средства на ремонт подъезда или облагородят детскую площадку, то отношение к подобным торговым точкам меняется», — сказал в заключение Сергей Рак.