Власть и бизнес объединяют усилия для противостояния коррупции в сфере закупок и торгов

10 декабря в Москве началась III Международная конференция «Власть и бизнес против коррупции в сфере закупок и торгов». В открытии приняли участие председатель Совета МГО «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Жарков, а также представители актива Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ: заместитель руководителя московской ОПОРЫ Сергей Селиверстов, председатель Комитета по городскому хозяйству и экономической политике МГО «ОПОРЫ РОССИИ» Станислав Супрунов, председатель Комиссии по строительству и ЖКХ Рудольф Михайлов. На мероприятие собрались более 300 представителей заказчиков Москвы, работающих в сфере городского заказа и корпоративных закупках, поставщиков, подрядчиков, инвесторов, а также специалистов, осуществляющих законодательное регулирование и контроль в сфере закупок и привлечения инвестиций.

«Конференция призвана стать площадкой для обмена мнениями и эффективного развития диалога между бизнесом, научным сообществом и властью. Анализ существующих практик противодействия коррупции в закупочном процессе – как отечественных, так и мировых, — несомненно, важен. Однако главная цель конференции – на основе опыта предыдущей работы попытаться разработать новые эффективные методики обеспечения прозрачности закупок и проведения инвестиционных торгов», – озвучил главные задачи конференции руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев.

Также ключевыми спикерами конференции стали заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина и председатель комитета Госдумы России по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая.

Наталья Сергунина в своем выступлении подчеркнула, что приоритетными направлениями развития контрактной системы столицы должны стать стандартизация и нормирование закупок.

«До 80% закупок должны осуществляться по единым правилам, по типовым техническим заданиям. Это цель нашей работы на ближайшую перспективу. В результате город получит экономию бюджетных средств и лишит недобросовестных заказчиков возможности креативного подхода к закупочному процессу», — сказала заммэра Москвы.

При этом она отметила, что основными задачами текущего года стала работа по межведомственному контролю и отказу от закупок повышенной комфортности. Озвучивая данные об эффективности закупочного цикла в Москве, Наталья Сергунина подчеркнула, что при сохранении среднего снижения начальной стоимости закупок на уровне 10 процентов, 78 млрд рублей бюджетных средств удалось сэкономить еще на этапе планирования. По словам чиновницы, этот факт в том числе поспособствовал тому, что в Национальном рейтинге прозрачности закупок за этот год Москва заняла лидирующую позицию.

Депутат Госдумы Ирина Яровая подняла актуальный в настоящее время, но пока не отрегулированный до конца вопрос организации и контроля за так называемыми интеллектуальными закупками.

«Сегодня интеллектуальные закупки требуют безусловной систематизации. Думаю, что такие виртуальные, интеллектуальные «облака», которые плавают по всей стране, очень часто одни и те же субъекты — ООО, НКО, которые продают эти продукты — не всегда даже понятно, насколько эта группа компетентная, чтобы предлагать какие-то действительно требующие приобретения интеллектуальные инновационные вещи. Иногда просто всем субъектам предлагается один и тот же продукт, только меняется название субъекта РФ, и каждый субъект за это платит большие деньги», — заявила парламентарий.

В качестве решения данной проблемы в Госдуме предложили ввести единый федеральный реестр таких интеллектуальных закупок. При этом Яровая подчеркнула, что необходимо проводить обязательную оценку обоснованности подобной закупки, «чтобы было понято, есть ли смысл вообще государству тратить на это деньги».

По словам депутата, в Москве подобный опыт уже применяется и к данному моменту он позволил сохранить 94 млрд рублей бюджетных средств.

Руководитель Департамента Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев, в свою очередь, предложил создать в столице реестр инновационной продукции для анализа потребностей города.

«У нас есть одна задача — нам нужно сделать реестр инновационной продукции, который, на мой взгляд, будет состоять из двух частей. Это те вещи, которые создаются производителями Москвы, а уже дальше – все, что нам нужно для выполнения каких-то наших рабочих или производственных отношений. И мне кажется, наша задача в первом полугодии 2016 года такой реестр официально сделать, опубликовать и погрузить его в наши информационные ресурсы», – сказал Дегтев.

Руководитель Федеральной антимонопольной службы по г. Москве Рачик Петросян рассказал, что в возглавляемое им ведомство в 2015 году поступило около 1800 жалоб от предпринимателей о нарушениях процедуры закупок.

«Количество жалоб, их качество стало увеличиваться, потому что единые порядки закупок, с одной стороны, дают возможность участия и реальную веру в шанс на победу, и поэтому предприниматели начинают жаловаться, а с другой стороны, качество улучшается, потому что уже понятные правила, и нужно по этим правилам играть. Рост жалоб с 2014 по 2015 гг. достаточно заметный. И если в 2014 г. у нас было приблизительно чуть менее 1,2 тыс. жалоб за год, то сейчас эта цифра перевалила уже за 1,8 тыс. Это достаточно заметный рост», – отметил Р.Петросян.

По его мнению, эти цифры показывают, что предприниматели все чаще стремятся отстаивать свои права.

Руководитель Департамента экономической политики и развития г. Москвы Максим Решетников рассказал, что власти города сэкономили на госзакупках 30% средств, или 168 миллиардов рублей с начала 2015 года благодаря контролю над ними.

Он отметил, что в столице работает система контроля, которая охватывает все этапы закупок. Она включает в себя обоснование потребности и графика закупок, стандартизацию работ товаров услуг, экспертизу начальных максимальных цен для контрактов от 10 миллионов рублей, контроль исполнения и завершения закупки.

Обоснование потребности прошли все контракты свыше 3 миллионов рублей и власти отказались от массы закупок, например, контракты по представительским расходам, обучению и подбору персонала. Это, в частности, дало экономию в 33 миллиарда рублей. Благодаря экспертизе начальных максимальных цен контрактов от 10 миллионов рублей и более было сэкономлено около 74 миллиардов рублей. Общая стоимость закупок составила 550 миллиардов рублей, отметил М. Решетников.

По материалам СМИ