Трудоустройство иностранных работников

В случае принятия решения о трудоустройстве иностранных граждан работодателям следует соблюдать ряд правил во избежание нарушения положений миграционного и трудового законодательства и, как следствие, привлечения к административной ответственности.

Отношения между работником и работодателем в Российской Федерации регулируются трудовым законо­дательством, состоящим из Тру­дового кодекса и иных нормативных правовых актов.

Несмотря на то что на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан(1), Трудовой кодекс закрепляет возможность установления ограничения прав иностранных работников(2) и предполагает иной порядок трудоустройства иностранных граждан, нежели граждан России.

Наличие разрешительных документов

Общее правило, установленное Законом № 115-ФЗ, обязывает работодателя иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников(3), а иностранного гражданина — разрешение на работу(4) или патент(5).

Однако Законом № 115-ФЗ закреплены и исключения из данного правила. Так, категории иностранных граждан, для трудоуст­ройства которых работодателю не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников (далее — РПИРС), а самим иностранцам не требуется получать разрешение на работу или патент, закреп­лены в подпунктах 1—12 пункта 4 статьи 13 Закона № 115-ФЗ (см. таб­лицу).

Например, не требуется получать разрешительные документы ни работодателю, ни иностранному работнику при трудоустройстве иностранцев, получивших разрешение на временное проживание (далее — РВП) или вид на жительство в Российской Федерации, свидетельство о предоставлении временного убежища или удосто­верение беженца. Кроме того, оформление каких-либо разрешительных документов не требуется для трудоустройства на территории России граждан Республик Армения, Беларусь и Казахстан(6).

Отдельно Законом № 115-ФЗ установлены категории иностранных граждан, которым для трудо­устройства получать разрешение на работу или патент необходимо, но работодателю оформлять разрешение на привлечение и использование иностранных работников не требуется. К таким иностранным гражданам относятся:

- иностранцы, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. В настоящее время это граждане Азербайджана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины;

- иностранные студенты, обучающиеся на очном отделении в российских образовательных организациях (иностранным студентам — очникам оформляется разрешение на работу, даже если они являются безвизовыми иностранцами)(7);

- иностранные высококвалифицированные специалисты (ВКС) и члены их семей(8) (ВКС, даже если они являются безвизовыми иностранцами, оформляется разрешение на работу);

- иностранцы, направляемые для работы в расположенные на территории Российской Федерации филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территориях государств — членов Всемирной торговой организации(9) (указанной категории иностранцев опять же, вне зависимости от режима въезда в РФ, оформляется именно разрешение на работу).

В настоящее время наиболее актуальным представляется вопрос о привлечении к трудовой деятельности безвизовых иностранцев. С 1 января 2015 года безвизовые иностранцы могут осуществлять трудовую деятельность как у юридических, так и у физических лиц на основании патента. При этом Закон № 115-ФЗ оставляет право осуществлять трудовую деятельность в России за теми без­визовыми иностранцами, которые в 2014 году получили разрешения на работу, на срок действия таких разрешений(10).

Принцип действия патента предполагает дополнительную нагрузку на работодателя в части отслеживания срока его действия, который привязан к частоте уплаты фиксированного авансового платежа в виде налога на доходы фи­зических лиц и величины уплаченной суммы.

Изначально срок действия патента привязан к величине первого авансового платежа по НДФЛ (иностранец может уплатить авансовый платеж сразу за 12 месяцев).

Срок действия патента продлевается на период, за который авансовый платеж уплачивается в дальнейшем (после первой уплаты). Иностранец волен определять, как часто и какие суммы, кратные авансовому платежу, он будет уплачивать (например, возможны схемы 1 × 1 × 1 × 1 × 1 × 1 × × 1 × 1 × 1 × 1 × 1 × 1, т. е. каждый месяц за месяц вперед, или 2 × 2 × 2 × 2 × 2 × 2, т. е. каждые два месяца за два месяца вперед, или 4 × 2 × 1 × 3 × 1 × 1, или сразу за 12 месяцев).

Главное — чтобы платежи производились своевременно, не позднее последнего дня периода, за который уплачен налог (например, если первый авансовый платеж произведен в размере из расчета за один месяц, а патент по­лучен иностранным гражданином 25 мая, следующий должен быть произведен не позднее 24 июня, если первый авансовый платеж произведен в размере из расчета за два месяца, а патент получен иностранным гражданином 25 мая, следующий должен быть произведен не позднее 24 июля, и т. д.), в противном случае срок действия патента прекращается и работодатель не вправе допускать к работе такого работника.

Ограничения на привлечение к трудовой деятельности иностранцев

Так, иностранцы, не имеющие РВП или вида на жительство в России, не вправе осуществлять трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или в патенте(11), а также замещать должность главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета(12).

Кроме того, иностранцы, вне зависимости от своего статуса, не вправе не только работать, но даже находиться в пределах территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан без соответст­вующего согласования с органами ФСБ России. Перечень таких территорий(13) необходимо учитывать как при трудоустройстве иностранных работников, так при их направлении в командировки.

Для иностранных граждан, получивших РВП, разрешения на работу или патенты, сверх того, установлен запрет на осуществление трудовой деятельности за пределами субъекта РФ, на территории которого им выдан соответствующий документ(14). Для иностранцев, получивших РВП или разрешение на работу (не патенты!), установлены исключения, допускающие возможность их работы по определенным профессиям (должностям, видам деятельности) ограниченный период времени в другом субъекте РФ при направлении в служебную командировку или в случае если работа носит разъездной характер и это отражено в заключенном с иностранцем договоре(15).

Кроме того, необходимо учитывать ежегодно устанавливаемую Правительством РФ допустимую долю иностранных работников (процентное соотношение от общего числа привлекаемых работников), используемых работода­телями, которые осуществляют деятельность в отдельных видах экономической деятельности. На 2015 год такие ограничения установлены постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2014 года № 1420. Названные ограничения не распространя­ются на иностранцев, получивших РВП или вид на жительство, иностранных ВКС(16), а также граждан Армении, Белоруссии и Казахстана(17).

Нормы трудового права при трудоустройстве иностранных работников

С 13 декабря 2014 года изменился порядок приема на работу иностранных граждан(18). В Трудовой кодекс введена новая глава 50.1 «Особенности регулирования труда работников, явля­ющихся иностранными гражданами или лицами без гражданст­ва», которая предъявляет новые требования к перечню документов, предоставляемых иностранными соискателями при трудо­устройстве, содержанию трудового договора, порядку отстранения от работы и прекращения трудовых отношений с работниками-иностранцами.

В частности, при трудоустройстве иностранные граждане обязаны предоставлять:

- договор (полис) добровольного медицинского страхования либо договор, заключенный с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг работнику, обеспечивающие оказание первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме. От предоставления указанных документов освобождены иностранцы, получившие РВП или вид на жительство в Российской Федерации, а также граждане Армении, Белоруссии и Казахстана (в силу положений п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС, в соответствии с которым обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производст­ве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан России. То есть гарантии по обязательному социальному страхованию принимает на себя Российская Федерация);

- документ, подтверждающий возможность осуществления трудовой деятельности на территории РФ (если такой документ необходим в соответствии с действующим законодательством), — разрешение на работу, патент, РВП или вид на жительство. Допускается предоставление разрешения на работу после заключения трудового договора, если сам договор необходим для получения соответствующего разрешения (например, в ситуации с привлечением ВКС).

При этом сведения об указанных выше документах обязательны к включению в трудовой договор, заключаемый с иностранцем. Допускается заключение трудового договора без указания в нем реквизитов разрешения на работу, если сам договор необходим для получения соответствующего разрешения (как в случае привлечения иностранных ВКС). Сведения о полученном впоследствии разрешении на работу вносятся непосредственно в текст трудового договора(19), а сам договор вступает в силу не ранее дня получения разрешения на работу.

Трудовой договор с иностранным гражданином заключается на неопределенный срок, за исключением случаев, предусмотренных статьей 59 Трудового кодекса, когда заключается срочный трудовой договор(20).

Трудовой кодекс фактически исключает возможность времен­ного перевода иностранного работника на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя(21). Перевод возможен лишь в отношении категорий иностранных работников, которые не связаны указанием на профессию (специальность, должность, вид трудовой деятельности) в разрешительных документах за их отсутствием, то есть имеющих РВП или вид на жительство в Российской Федерации, а также граждан Армении, Белоруссии и Казахстана.

Действующая редакция Трудо­вого кодекса предусматривает дополнительные к существующим основания отстранения от работы иностранных граждан. Как правило, к таким основаниям относится прекращение срока действия разрешительного документа, выданного работодателю (РПИРС) или работнику (патент, разрешение на работу, РВП или вид на жительство), а также договора (полиса) ДМС. В случае если иностранный гражданин не продлил срок действия разрешительного документа или не получил новый, по истечении месяца с момента отстранения его от работы заключенный с ним трудовой договор подлежит прекращению(22). Аналогичное правило действует в отношении до­говора (полиса) ДМС.

Кроме того, трудовой договор подлежит прекращению в случае аннулирования разрешительных документов, выданных работо­дателю (РПИРС) и иностранному работнику (патент, разрешение на работу, РВП или вид на жи­тельство).

Порядок уведомления госорганов

С 1 января 2015 года изменился порядок уведомления органов власти о трудоустройстве иностранных работников. В настоящее время установлен следующий порядок уведомления:

1. Уведомляются только органы ФМС России (не требуется уведомлять органы занятости насе­ления и органы ФНС России).

2. Уведомление направляется в Управление ФМС России в субъекте РФ, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, в течение трех рабочих дней со дня наступления соответствующего события.

3. Уведомлять нужно только о заключении(23) и расторжении (прекращении)(24) трудовых или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами вне зависимости от их правового статуса (не требуется уведомлять о предоставлении иностранному работнику отпуска «за свой счет»).

Проще говоря, о приеме и увольнении любого иностранца с 1 января 2015 года работодатель обязан уведомить только органы ФМС России. При этом с 25 мая 2015 года допускается направлять уведомления почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении(25). При личном обращении уведомителя в органы ФМС России ему выдается справка по установленной форме, подтверждающая прием уведомления.

В случае заключения договора с иностранным ВКС допускается не указывать в уведомлении реквизиты разрешения на работу (которое он еще не получил по определению).

Соцстрахование иностранных работников

Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат все иностранные граждане, за исключением иностранных ВКС(26).

Иностранцы, не имеющие РВП или вида на жительство (временно пребывающие в Российской Федерации), право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности получают при условии уплаты за них страховых взносов за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай(27). Данное временное ограничение не распространятся на граждан Армении, Белоруссии и Казахстана.

В вопросах уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование следует учитывать, что застрахованными лицами признаются все категории иностранных граждан, за исключением высококвали­фицированных специалистов(28).

Что касается уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхо­вания РФ, то застрахованными(29) признаются только иностранные граждане, получившие РВП или вид на жительство, а также граждане Армении, Белоруссии и Казахстана на основании поло­жений Договора о ЕАЭС.

(1) ст. 11 ТК РФ

(2) Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее — Закон № 115-ФЗ)

(3), (4) Административный регламент, утв. приказом ФМС России от 30.10.2014 № 589 (далее — Регламент № 589)

(5) п. 13.3 Закона № 115-ФЗ; Административный регламент, утв. приказом ФМС России от 15.01.2015 № 5

(6) п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор о ЕАЭС)

(7) ст. 13.4 Закона № 115-ФЗ; п. 41 Регламента № 589

(8) ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ; п. 37 Регламента № 589

(9) ст. 13.5 Закона № 115-ФЗ; п. 43 Регламента № 589

(10) п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ

(11) п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ

(12) п. 3 ст. 14 Закона № 115-ФЗ

(13) утв. пост. Правительства РФ от 04.07.1992 № 470

(14) пп. 4.2, 5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ

(15) приказ Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 № 564н

(16) приказ Минтруда России от 24.02.2015 № 108н

(17) п. 2 ст. 97 Договора о ЕАЭС

(18) Федеральный закон от 01.12.2014 № 409-ФЗ

(19) ч. 6 ст. 327.3, ч. 3 ст. 57 ТК РФ

(20) ч. 5 ст. 327.1 ТК РФ

(21) ст. 327.4 ТК РФ

(22) ст. 327.6 ТК РФ

(23) приложение № 19 к приказу ФМС России от 28.06.2010 № 147

(24) приложение № 20 к приказу ФМС России от 28.06.2010 № 147

(25) приказ ФМС России от 12.03.2015 № 149

(26) п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ

(27) п. 4.1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ

(28) п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ

(29) ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ

Важно!

Должность в патенте указывается в случае, если соответствующее решение принимается высшим должностным лицом субъекта российской федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта российской федерации).

В настоящее время соответст­вующие решения приняты в следующих субъектах РФ: Амурская область, Владимирская область, Забайкальский край, Иркутская область, Камчатский край, Красноярский край, Ленинградская область, Московская область, Новосибирская область, Омская область, Пермский край, Республика Коми, Республика Мордовия, Рязанская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Смоленская область, Ставропольский край, Тверская область, Томская область, Тюменская область, Удмуртская республика, Ульяновская область, Хабаровский край, Чувашская Республика, Ярославская область.

Требования к документам, необходимым для осуществления трудовой деятельности отдельных категорий иностранных граждан в Российской Федерации

Новый рисунок

Авторы:

Евгений Володин, эксперт в сфере трудового, миграционного и налогового законодательства Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ, руководитель Департамента правового сопровождения юридических лиц ГК «ОСТ»;

Ислам Масаев, юрист Департамента правового сопровождения юридических лиц ГК «ОСТ».