«Стоимость грузовых перевозок вырастет примерно на 15%»

Представители бизнес-сообщества попросят Минтранс изменить систему взимания платы с грузовиков. Свои предложения ведомству готова представить «Опора России». Они считают нужным ввести возможность постоплаты. По новым правилам, с 15 ноября грузовики весом от 12 т будут платить 1 руб. 53 коп. за каждый километр пробега на федеральных трассах. Предполагается, что дальнобойщики будут оплачивать проезд заранее через систему «Платон». Руководитель комитета по транспорту московского отделения ОПОРЫ РОССИИ Игорь Ребельский обсудил тему с ведущей «Коммерсантъ FM».

— Как вы считаете, насколько вообще это своевременное нововведение, в первую очередь для водителей грузовых автомобилей? Сейчас непростые времена, и вот эти акции протеста, которые прокатились по стране, в общем-то, понятны.

— Надо понимать, что все-таки данное нововведение не спонтанно, все-таки хотели запускать данную систему в 2013 году, но так или иначе сроки сдвигали. Сейчас как бы вся инфраструктура подготовлена, и, как считает наше правительство, время пришло, но, тем не менее, если посмотреть на текущую экономическую ситуацию в целом, на то, к чему это может привести, конечно, это немножечко преждевременно.

То есть если мы говорим о цифрах, то получается так: в среднем стоимость километра прохождения грузового транспорта стоит порядка 40-50 руб., то есть если мы говорим про, как изначально планировалось, плату в размере 3,73 руб., это порядка 10%. Плюс нужно понимать, что весь бизнес по грузоперевозкам постоплатный, соответственно, для владельцев транспорта будет нужна достаточно большая «оборотка» для того, чтобы покрыть свои издержки. Поэтому, по нашим прогнозам, где-то в среднем стоимость перевозок вырастет примерно на 15%.

К тому же нужно понимать, что очень большое количество владельцев транспорта как бы в одном лице и владельцы, и водители, и поэтому текущая ситуация может привести к тому, что очень много малого бизнеса просто будет вынуждено уйти с рынка, потому что не будет сил конкурировать с крупными компаниями, которые смогут, например, пренебречь своей маржой и чуть-чуть постараться удержать те цены, которые сейчас есть.

— А как это на стоимости товаров может сказаться?

— По нашим прогнозам, если проанализировать ту долю, например, продуктов питания, которая возится грузовым транспортом тоннажем более 13 т, то это порядка 10%. То есть в принципе для товаров первой важности, которые мы с вами покупаем в магазинах, наверное, увеличение, удорожание может быть порядка 2-3%. Но, так или иначе, тут судить сложно, потому что это зависит от группы товаров, но все равно стоит ожидать, что это приведет к удорожанию товаров для конечного потребителя.

— Каким-то образом дальнобойщики могут повлиять на это решение властей? Как вы думаете, какой вариант здесь наиболее приемлемый для обеих сторон?

— То, что сейчас происходит, так или иначе может повлиять, и уже повлияло, потому что все-таки изначально планировался тариф на уровне 3,06 руб., а 10 числа все-таки были внесены изменения, и решили ввести льготное время до 1 марта 2016 года в размере 1,53 руб. То есть уже что-то произошло, и если дальше все заинтересованные лица будут стараться все-таки как-то повлиять на ситуацию, то, наверное, глобально что-то сложно будет поменять, но, так или иначе, этот льготный промежуток времени можно будет как-то продлить, пролонгировать.

— И в среду стало известно, что штрафы будут взимать на полгода позже, планировалось, что с ноября уже, но отсрочили этот период до мая следующего года.

— Да, тут еще такой момент немаловажный, что все-таки это же электронная система оплаты, и в нашем понимании, нужно было ввести в каком-то тестовом режиме, чтобы проверить, как она будет работать и не будет ли она давать сбоев, потому что штрафы достаточно внушительные для владельцев транспорта в размере от 5 до 450 тыс. руб.

— Но в целом власти не откажутся от этой идеи, я имею в виду взимание сборов за проезд?

— Если глобально смотреть, наверное, здесь есть некие плюсы в целом.

Если посмотреть на перспективу, планируется собирать порядка 50 млрд руб. по году. В России порядка 50 тыс. км дорог и 6 тыс. сооружений, таких, как мосты и трубопроводы. Если эти денежные средства будут использованы на реконструкцию и улучшение, то для всех нас и как для владельцев грузового транспорта, а также для автолюбителей, в перспективе будут только плюсы.