Штрафовать нельзя, предупреждать

«Если государство намерено не на словах, а на деле поддержать предпринимателей, принять закон о вынесении предупреждения вместо штрафа за первичное правонарушение необходимо в максимально кратчайшие сроки», – уверен заместитель руководителя Московского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Селиверстов.

Напомним, Минэкономики подготовило законопроект о введении предупреждений вместо штрафов для малого бизнеса, впервые допустившего правонарушения.

Ведомство намерено подготовить поправками к КоАП, которые заменят штрафы для добросовестных предпринимателей на предупреждения,– информация вчера была размещена на regulation.gov.ru. Текст документа был представлен на совещании в Минэкономики 11 февраля: по нему за впервые совершенные административные правонарушения малый и средний бизнес будут наказывать только предупреждениями – «в случае добровольного исполнения ими предписания об устранении допущенного нарушения» и до вынесения постановления по делу.

У участников совещания в Минэкономики, согласно его протоколу, нашлось много претензий к тексту проекта – они требовали прежде всего разрешить «ряд концептуальных вопросов», в частности, дать определение субъектам правонарушений, их однородности и повторности, тяжести, описать сроки давности, формы вины и т. д. Кроме того, на совещании говорилось о «необходимости внесения «точечных» изменений, направленных на закрепление в КоАП общей нормы» – без этого закон работать не будет. При этом на regulation.gov.ru планируемый срок вступления закона в силу указан как «июль 2017 года», хотя требование законодательной замены первичных штрафов на предупреждения – одно из поручений Владимира Путина по итогам январского форума «ОПОРЫ РОССИИ» «Малый бизнес – национальная идея?», его надлежит выполнить к июню 2016 года.

В контролирующих же ведомствах ссылаются на «надзорные каникулы», которые начались в январе и продлятся до конца 2018 года. «Утвержденный план плановых проверок на 2016 год в целом сокращен на 32% по сравнению с 2015 годом, а малый и средний бизнес из плана исключен»,— сообщили «Ъ» в пресс-службе Роспотребнадзора.

«Введение мер, направленных на снижение административного давления на предпринимателей, откладывать нельзя. Сейчас непростая экономическая ситуация, первые лица государства заявляют о необходимости поддержки и стимулирования малого и среднего бизнеса, вовлечения в эту сферу деятельности как можно большего числа граждан. Однако административные барьеры, в виде проверок и непомерно высоких штрафов за малейшие нарушения наряду с прочими сложностями отталкивают потенциальных и начинающих предпринимателей», – прокомментировал ситуацию Сергей Селиверстов.

По его словам, такая поддержка будет особенно уместной на фоне возросшего числа внеплановых проверок предпринимателей из-за введения так называемых надзорных каникул, в рамках которых значительный массив предприятий МСП освободили от плановых проверок на три года, вплоть до конца 2018-го.

«Одним из критериев эффективности работы надзорных органов служит количество вынесенных предписаний о проведении проверок, о выявленных нарушениях. Именно поэтому с ограничением на плановые проверки произошел рост числа внеплановых», – подчеркнул он.

Как считает замруководителя московской «ОПОРЫ РОССИИ», на данном этапе важно детально проработать проект закона, прописать за какие именно правонарушения, по части каких контрольных инстанций, будут выноситься предупреждения вместо штрафов. Необходимо классифицировать правонарушения – какие будут считаться однородными, а какие различными; какие тяжелыми, а какие нет.

С. Селиверстов уверен: у этого закона не должно быть двойного толкования – только так мы сможем отвести от предпринимателей угрозу штрафов, из-за которых порой предприниматели просто вынуждены закрываться.«Руководству надзорных органов, общественным предпринимательским организациям следует уделять как можно больше внимания информационной работе с предпринимателями и разрушению стереотипа проверяющего как врага бизнеса и замены его стереотипом проверяющего-консультанта, заинтересованного не в наказании предпринимателя, а в понимании и соблюдении им определенных требований. То же самое касается и проверяющих: необходимо перестроить их сознание таким образом, чтобы они не воспринимали предпринимателя, к которому пришли с проверкой, априори как нарушителя, а предпринимали попытки проконсультировать его, объяснить, в чем он ошибся. Совместными действиями устранить нарушение», – заключил он.