Розничный рынок в России рекордно упал

«Ситуация в ритейле на данный момент, мягко говоря, очень сложная. Происходит чудовищное снижение объёмов продаж: дорожает поставляемая продукция, существенным образом снизилась покупательная способность населения. Всё это в основном связано с нестабильностью курса национальной валюты», – прокомментировал в интервью НСН руководитель Комитета по экономике Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ Алексей Каневский.

По данным Росстата, оборот розничной торговли в этом году продемонстрировал самое впечатляющее падение с 1991 года: –8,1% за первое полугодие. Реальная картина еще хуже: в результате все больше магазинов закрывается, а на смену свернувшим свою деятельность сетям заходят новые иностранные игроки. Хуже всего свои дела оценили киносети и развлекательные операторы. Чуть выше нейтрального уровня поднялись рестораны и кафе – 5,2 балла, товары для дома и хобби и спортивные товары – 5,9. А лучше всего дела обстоят у детских товаров – 6,2 балла.

Алексей Каневский, обсуждая нынешнее «депрессивное» состояние розничной торговли в России, сообщил, что к этому привел нестабильный рубль.

«Всё это в основном связано с нестабильностью курса национальной валюты. Потому что доля иностранной продукции, несмотря на импортозамещение, достаточно существенна. И, к сожалению, поставщики вынуждены закладывать не реальные курсы, а ожидания», – пояснил он.

Эксперт подчеркнул, что российская валюта ведёт себя непредсказуемо, и поставщики вынуждены поднимать цены выше, чем они есть на данный конкретный момент.

«Сети платят с огромной отсрочкой – в 40–60 дней. И поэтому поставщики, имея в виду перспективу дальнейшего падения курса, сильно поднимают цены. Это, безусловно, сказывается на покупателях, зарплата которых в рублёвом исчислении снижается. К тому же повсеместно происходят увольнения и сокращения штатов», – сказал Алексей Каневский.

Кроме того, он предположил, что нынешнее плачевное состояние розничной торговли может несколько купироваться только одной ситуацией – наличием уверенности, пусть в высоком курсе валюты, но в её точной стабилизации.

– Если бы поставщики были уверены, что нынешний курс евро сохраниться хотя бы на полгода, они либо немного снизили бы цены, либо прекратили подъем цен. И тогда продукция продавалась бы значительно лучше. А на данный момент глобального, прорывного разворота в сторону активности покупателей, к сожалению, не приходится ждать, – резюмировал представитель МОСОПОРЫ.