Исследование: малый бизнес недостаточно осведомлен о преимуществах цифровизации

Российские малые и средние предприятия (МСП) по-прежнему недостаточно осведомлены о преимуществах внедрения цифровых технологий, хотя по сравнению с прошлым годом ситуация в этом плане улучшается. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса (BDI)», передает ТАСС

По данным исследования, на второй квартал 2019 года индекс цифровизации российского бизнеса (BDI) в среднем по стране составляет 45% пунктов из 100 возможных. По итогам 2018 года он равнялся 34.

Согласно опросу, основными барьерами на пути к цифровизации бизнеса являются незаинтересованность руководителей компаний в переходе на цифровой формат (так ответил 21% респондентов) и бюджетные ограничения в компании на внедрение цифровых технологий (20%).

В то же время предприниматели видят плюсы в цифровизации бизнеса и признают ее преимущества, такие как удобство контроля над процессами (34%) и увеличение скорости работы (33%). 

В опросе приняли участие 580 руководителей или собственников МСП. BDI включает в себя пять измеряемых компонентов: использование цифровых технологий для ведения бизнеса, пользование интернетом, использование онлайн-документов для совместной работы, интеграция цифровых технологий в документообороте и готовность заменить личное общение на общение онлайн.
 
Андрей Шутов, председатель Комитета по молодежному предпринимательству МГО «ОПОРЫ РОССИИ», отметил, что количество людей, которые переходят в цифру растет.

«Уровень цифровизации 45% – достаточно неплохой показатель на сегодняшний день. Но далеко не высокий. Относительно небольшое количество людей «в цифре» связано с косностью некоторых предпринимателей. Они давно работали в сегменте, привыкли к определенной форме подачи отчетности, к определенным формам взаимодействия с клиентом и так далее. Особенно это касается малого бизнеса. Цифровизация, как и все новое, приживается достаточно медленно», – пояснил эксперт.

По мнению Шутова, в ближайший год - полтора цифровизация достигнет максимальных показателей и будет приближаться к 100%. Это произойдет за счет того, что технологии быстро развиваются. Другая причина – изменение законодательства. 

«Я думаю, что законы, принимающиеся в настоящий момент, методы коммуникаций с клиентами и органами регулирования мотивируют предпринимателей перейти на такой формат взаимодействия», – добавил эксперт.

IT сектор и торговля – основные сферы бизнеса, где в основном используются цифровые технологии.

«Сфера услуг очень широкая, и в ней будет немного медленнее этот процесс идти. Например, компании будут получать деньги по контракту на расчетный счет и подавать отчетность в бумажном виде по старой схеме», – рассказал эксперт.

Когда люди переходят в цифру, они начинают видеть больше показателей. Это помогает лучше планировать, совершенствовать деятельность компании, уверен А. Шутов.

По его словам, существуют довольно простые механизмы для того, чтобы предприниматели поняли преимущества цифровых технологий. Результата можно добиться простой записью роликов и видеоуроков о том, чем подобный формат работы помогает в бизнесе.