Для бизнеса ЦАО г. Москвы патент подорожает вдвое

«Дополнительная фискальная нагрузка, конечно, даст о себе знать предпринимателям, и даже не столько из-за повышения самой патентной ставки, сколько из-за того, что в сегодняшней экономической ситуации доходы от бизнеса падают, а расходы растут с каждым днем», – считает председатель Комитета по франчайзингу Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ Сергей Рак.

Напомним, что 19 ноября на заседании Московской городской Думы был принят во втором чтении проект поправок о внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 31 октября 2012 года № 53 «О патентной системе налогообложения».
Со следующего года стоимость патентов для предпринимателей, работающих в сфере торговли, общепита и перевозок, возрастет по меньшей мере вдвое. Понизились ставки по патенту лишь для тех, кто работает на территории Новой Москвы и частично в Зеленограде.

Сергей Рак объяснил, что особенно остро повышение налоговой нагрузки ощутят владельцы небольших магазинов, нестационарных торговых объектов, где за последний год сузился ассортимент:

– В маленьких магазинчиках без торговых залов сейчас нельзя продавать ни пиво, ни сигареты – те наименования, которые делали раньше основную прибыль. То есть ситуация с выручкой резко ухудшилась, а патентные сборы выросли – естественно, бизнес оказался в незавидном положении.

Кроме того, Сергей Рак отметил, что и для владельцев НТО, и для тех, кто работает в помещении, большой статьей расходов являются арендные платежи.

«Плата за право аренды места под размещение НТО, как и ставки аренды стационарных объектов, весьма высоки, особенно в ЦАО, за исключением непроходных мест», – уточнил Сергей Рак.

По словам эксперта, рост патентных ставок негативно скажется на бизнесе, работающем в местах со слабой проходимостью, в полуподвальных помещениях.

Представитель столичной ОПОРЫ подсчитал, что средняя выручка небольшого, но удачно расположенного объекта в центре Москвы составляет порядка 500 тысяч рублей в месяц, добавив, что даже для рентабельных бизнесов новые ставки нельзя назвать низкими.

«Если говорить о более крупных магазинах, им будет проще, хотя затраты растут, а потребительский спрос падает. По последним данным Москомстата, доходы населения сократились на 5 % по сравнению с тем же периодом прошлого года, и вряд ли они вырастут в ближайшее время, так что у бизнеса сейчас непростой период», – пояснил руководитель Комитета по франчайзингу московской ОПОРЫ.

Сергей Рак также сказал, что не вполне справедливо применять одну и ту же шкалу для всех объектов одного округа. К примеру, считает Рак, в ЦАО объект объекту рознь:

– По одному и тому же адресу в центре Москвы могут быть «прописаны» два НТО и находиться в десяти метрах друг от друга, но разница в выручке у них будет чуть ли не в два раза.

В заключение эксперт отметил, что больше всего бизнесу доставляют дискомфорт неопределенность и неуверенность в завтрашнем дне:

– Буквально недавно в Москве ввели патент, установили невысокие ставки, чем привлекли и подтолкнули зарегистрироваться в качестве ИП значительное количество людей, а через год повысили ставки в два раза. Получается, что наиболее долгосрочная перспектива, на которую бизнес может ориентироваться – это год? – недоумевает эксперт.

Глава Московского транспортного союза Юрий Свешников, в свою очередь, заявил, что патентные ставки в отношении пассажирских и грузоперевозчиков необходимо рассматривать и оценивать в совокупности с другими налогами:

– Ставки можно назвать адекватными, при условии, что предприниматель не будет платить налоги за фонд оплаты труда, транспортный налог и другие.

По мнению Ю. Свешникова, фиксированный размер налога, с одной стороны, удобен бизнесу:

– Многие транспортные предприятия Москвы регистрировались в Московской области, потому что там есть ЕНВД, который составляет порядка 5 тысяч рублей в год. В Москве аналогичная система для предприятий транспортной сферы не действовала – только с конца 2012 года для такси появился патент.

С другой же стороны, Юрий Свешников отмечает и недостатки такой формы налогообложения:

– Патент покупается в начале периода деятельности. При этом, в случае ЧП, временной нетрудоспособности, выходит, что предприниматель оплачивает все время: и то, когда работал, и время простоя.