Новый порядок сотрудничества государств-членов в сфере трудовой миграции

29 мая 2014г. в г. Астане по итогам заседания Высшего Евразийского экономического Совета Президентами Российской Федерации, Республики Казастан и Республики Беларусь был подписан Договор о Евразийском Экономическом Союзе (далее - Договор)[1], который в том числе определяет порядок сотрудничества государств-членов в сфере трудовой миграции.

В связи с вступлением в силу настоящего Договора прекращается действие международных договоров, заключенных в рамках формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства[2], в том числе Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 года, регулирующее в настоящее время порядок осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации граждан Беларуси и Казахстана.

Новый порядок сотрудничества государств-членов в сфере трудовой миграции установлен Разделом XXVI Договора (статьи с 96-й по 98-ю Договора).

Действие Договора в части территории Российской Федерации распространяется на граждан Беларуси и Казахстана, работающих в РФ как по трудовым, так и гражданско-правовым договорам, заключенным ими с юридическими или физическими лицами и называемыми по тексту Договора «трудящимися государств-членов».

Договором установлен следующий порядок осуществления ими трудовой деятельности в РФ.

Работодатели и (или) заказчики работ (услуг) на территории РФ вправе привлекать граждан Беларуси и Казахстана к осуществлению трудовой деятельности без учета ограничений по защите национального рынка труда. То есть действующая в настоящее время система квотирования не распространяется на привлечение граждан Беларуси и Казахстана.

При этом гражданам Беларуси и Казахстана не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации.

В отношении граждан Беларуси и Казахстана не применяются ограничения, установленные законодательством РФ в целях защиты национального рынка труда[3], за исключением ограничений, установленных настоящим Договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение)[4] и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий[5] и территории пребывания[6].

При трудоустройстве граждан Беларуси и Казахстана в РФ предоставляемые ими документы об образовании, выданные на территории государства гражданской принадлежности, признаются без проведения установленных в России процедур признания документов за исключением случаев трудоустройства граждан Беларуси и Казахстана с целью осуществления педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью, когда признание документов об образовании обязательно.

Работодатель (заказчики работ/услуг) вправе запрашивать у граждан Беларуси и Казахстана нотариально заверенный перевод документов об образовании на русский язык.

Трудоустройство граждан Беларуси и Казахстана производится в соответствии с положениями Трудового и Гражданского кодексов РФ.

В случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию РФ граждане Беларуси и Казахстана трудящийся имеют право без выезда с территории РФ в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор.

Что касается пребывания граждан Республики Беларусь и Республики Казахстан, работающих по трудовым или гражданско-правовым договорам на территории Российской Федерации, то они сами и члены их семей освобождены от постановки на учет по месту пребывания в течение 30 суток с даты въезда в РФ.

Срок их временного пребывания в РФ определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем или заказчиком работ (услуг).

__________________________________________________________________________________________________________

[1] Должен начать функционировать на пространстве Таможенного Союза с 1 января 2015г.

[2] Абзац 2 статьи 113 Договора

[3] В частности, привлечение граждан Беларуси и Казахстана производится без учета допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории российской федерации, ежегодно устанавливаемой Правительством Российской Федерации (на 2014г. допустимая доля иностранных работников установлена Постановлением Правительства от 19.12.2013г. № 1191 в таких сферах деятельности как розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво (код ОКВЭД – 52.31), розничная торговля фармацевтическими товарами (код ОКВЭД – 52.31), розничная торговля в палатках и на рынках (код ОКВЭД – 52.62), прочая розничная торговля вне магазинов (код ОКВЭД – 52.63).

[4] Виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства приведены в ст. 6 Федерального закона от 29.04.2008г. № 57-ФЗ.

[5] Виды трудовой деятельности и род занятий, которыми иностранные граждане не вправе заниматься в Российской Федерации приведены в ст. 14 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ

[6] Ограничения в части территории пребывания иностранных граждан установлены Постановлением Правительства РФ от 04.07.1992 № 470, Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 508, Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 № 754.

   в 13:13

Подпишись на Telegram-канал
МГО «ОПОРЫ РОССИИ»
Вступай в группу VK
МГО «ОПОРЫ РОССИИ»